Деревенская радиостанция. Джаз на коротких волнах

Деревенские радиолюбители организовали добровольную дружину спасателей

В деревне Петрилово по вечерам играет джаз. И привычное для этих мест многоголосие из мычания коров, лая собак и криков птиц без остатка растворяется в чарующих мелодиях Гленна Миллера и Эллы Фицджералд.

Деревенская радиостанцияКажется, еще чуть-чуть - и серенькие дома деревушки, где живут два десятка пенсионеров, где нет ни водопровода, ни газа, а до автобусной остановки нужно топать пешком километра три, засияют всеми цветами радуги. Но музыка обрывается. И бабушки, сидящие на лавке у забора, начинают гадать:

- Что-то мало сегодня Николаевич музыку крутил. Уж не случилось чего в мире? Может, землетрясение где, а может, потоп!

О всех мировых стихийных бедствиях местные старушки узнают раньше, чем события показывают по телевизору. Ведь их сосед, 79-летний Анатолий Николаевич Баякин, бодрый старичок с легкомысленным хвостиком из седых волос на затылке, уже более полувека общается в радиоэфире с радиолюбителями из разных стран и вместе с ними занимается спасением пострадавших от стихийных бедствий.

Местные жители Анатолия Николаевича называют «наш спасатель». - Правда, у нас в деревне Николаевич все больше телевизоры да холодильники спасает, потому что в технике разбирается, - рассказывает пенсионер Алексей Иванович. - Но однажды было дело, предупредил Анатолий нас о граде, и мы все помидоры и огурцы успели закрыть, а в соседнем селе урожай побило. Так что нас он тоже спасал. Хотя все больше по заграницам работает! Антенны у него вишь какие мощные.

Дом Баякина - местная достопримечательность. Зимой, когда все вокруг утопает в снегу, он напоминает станцию полярников, неведомым образом оказавшуюся в ивановской глуши. Вход в жилище охраняют дворняжка Шарик и строгая надпись на двери: «Посторонним вход запрещен. Радиолюбительская аварийная служба (РАС) РФ».

- Официально наша служба была создана в 1988 году, сразу после землетрясения в Спитаке, - рассказывает Анатолий Николаевич. - Тогда в разрушенном городе не было никакой связи, и только благодаря радиолюбителям узнали о трагедии. Вот руководство страны и приняло решение о привлечении нас к спасательной деятельности.

- Радиолюбители зарекомендовали себя как отличные спасатели-связисты во время землетрясений в Армении, Иране, Нефтегорске, - рассказывает сотрудник ГУ МЧС Александр Краснов. - И сейчас практически в каждом регионе есть радиолюбители, помогающие спасателям. адиолюбители помогали людям и до создания отряда. Сам Баякин еще в 60-е годы по радио связывался с друзьями в Шуе, чтобы те вызвали «скорую помощь» мальчику, у которого случился приступ аппендицита. Во время первой чеченской войны в Грозном не было телефонной связи, и радиолюбители по просьбе родителей выходили на армейские станции, узнавали о судьбах ребят.

- Ко мне, например, приезжала женщина из Палехского района, которая вот так же потеряла следы сына в Чечне. В военкомате ей говорили, что у них нет о нем никаких сведений. А я связался напрямую с комендатурой в Грозном, и уже через два дня парня нашли. Оказалось, он был ранен, лежал в госпитале, - рассказывает Анатолий Николаевич. У радиолюбителей-добровольцев есть своя специальная частота, на которой они каждый день ровно в 10:00 отчитываются о чрезвычайных ситуациях и погодных условиях в своем регионе. Эта информация поступает в Красноярский межрегиональный радиоцентр, оттуда - в Главное управление МЧС.

- Когда нет магнитных бурь, на связь выходит до 150 человек. Но иногда продвижение радиоволн затруднено солнечной активностью, поэтому прорываются в эфир не все, - Баякин открывает журнал за писей. - Вчера, например, общались 56 человек, сегодня посмотрим. ще в конце 1940-х годов к увлечению радио у Баякина добавился джаз. И несмотря на то что семья жила в нищете, он, будучи еще подростком, купил проигрыватель, чтобы слушать любимую музыку.

- Это был самый первый аппарат на всю Шую. Я к нему еще усилитель сделал, и меня потом вместе с ним приглашали на открытие парка отдыха, - гордится и сегодня старик.

Два своих хобби Баякин умудрился пронести через всю жизнь. Но полностью отдаться давнему увлечению смог только на пенсии. В 1990-е годы он даже на общественных началах вел на Шуйском радиоузле передачу о джазе, благо за жизнь скопилась уникальная коллекция фонограмм. Музыкальные передачи о жизни Гленна Миллера, Армстронга и других великих джазменов Баякин записывал дома, а потом садился на велосипед и ехал за 15 километров в Шую. Передача пользовалась успехом, но два года назад закрылась. - Все-таки сейчас уже тяжеловато такой марш-бросок каждую неделю совершать. А на автобусе не наездишься. Половина маршрутов коммерческие, нужно билет покупать, а у меня пенсия 2,5 тысячи рублей, из которой часть откладываю на нужные детали.

Квартира радиолюбителя напоминает склад старинной радиоаппаратуры. Здесь и первая советская радиола 1946 года выпуска, и ВЭФы, и «Ригонды», и первые немецкие магнитофоны. На лицевой стороне панели одного аппарата и вовсе написано: «US ARMY, 1945».

- Это аналог приемника-ресивера с американского бомбардировщика В-29, такой же стоял на «Энола Гэй», сбросившем на Хиросиму атомную бомбу, - объясняет хозяин. - Я обращался к шуйским властям, предлагал открыть музей радио. Не согласились. В Китовской сельской библиотеке тоже отказались: сказали, что времена неспокойные и коллекцию местные пьянчуги могут просто растащить. А жаль. Ведь можно было бы приводить детишек в музей, рассказывать им о радио. Вдруг кто-нибудь из них да и увлекся бы радиоделом, не все же им в Интернете сидеть…

Помощник президента Союза радиолюбителей России Владимир Феденко с ивановским ветераном не согласен и считает, что Интернет дает радиолюбителям новые возможности.

- Появились десятки новых программ и технологий, которые можно применять в радиолюбительском деле, - рассказывает он. - Хотя, конечно, та незабываемая эпоха паяльника и олова канула в Лету. Сейчас уже незачем разбирать старые приемники, чтобы соорудить что-то свое. Можно купить готовые микросхемы или целую радиостанцию. Правда, лихие 90-е довольно больно ударили по всему радиолюбительству, ведь в стране были закрыты десятки кружков, а по количеству людей, увлеченных радиоделом, мы только-только начинаем приближаться к той цифре, которая была в РСФСР. Например, в нашу организацию сейчас входит 10 тысяч человек, а в 2000 году было лишь 1200. Всего же в России, по нашим подсчетам, радиоделом увлекаются примерно 50 тысяч человек. И я надеюсь, что эта цифра будет только расти.

Анатолий Баякин тоже надеется, что радиолюбительство будет жить долго.

- Эр-Три-Ульяна-Анна, - отправляет он в эфир свой позывной и наталкивается на своего знакомого радиолюбителя из Иванова Александра Данилычева. - Анатолий Николаевич, ты в эфире. Здравствуй, дорогой. Как у вас дела? - звучит голос из динамика. - Иногда он так по несколько часов может сидеть. Но зато не пьет, не курит и не матерится. Мне все в деревне завидуют, - хвастается жена Анатолия Николаевича Людмила и просит супруга поставить джаз. - Уж больно музыка хорошая!