Грибы - космические пришельцы?

Редкое застолье у нас обходится без грибов. У каждой семьи свои секреты засолки и приготовления лесных деликатесов, свои места грибной охоты. Блуждая по лесным полянкам, вы никогда не задумывались о том, почему грибы редко встречаются порознь? Эти загадочные дары природы издавна окутаны мистикой. Причисленные современной наукой к миру растений, они, по мнению большинства микологов, как бы "не от мира сего". Ученые давно заметили биохимическое сходство грибов с животными.

В оболочке грибных клеток присутствует хитин, из которого "построены" покровы насекомых. Во время роста грибов слышен треск, а иные из них даже перемещаются в почве, пробираясь среди камней и корней деревьев. Некоторые народы различают мужские и женские особи грибов. В лесах встречаются как бы сознательно организованные скопления грибов, образующие большие окружности. Грибницы порой достигают возраста 800 лет. Наши предки воспринимали такие скопления как места обитания лесных духов. А сказочный лесовик, или леший, часто представлялся людям в виде очеловеченного гриба.
Интересно, что в своем отношении к грибам человечество как бы разделилось на два лагеря. Одни народы их просто обожают, другие, что называется, на дух не переносят. Англосаксы, например, испытывают к грибам отвращение. А жители Прованса или Каталонии любят их, как и мы. Почему так случилось? Изучением подобных вопросов занимается наука этномикология.

С незапамятных времен открыты лечебные свойства грибов
. На Руси сушеными боровиками исцеляли обмороженные части тела, ложными опятами врачевали желудочно-кишечные недуги. Против чахотки применяли перечный гриб. А для спасения от холеры не боялись употреблять даже смертельно ядовитую бледную поганку. Грибами выгоняли из организма простуду. Сибиряки лечили ревматизм, называемый "скорбной ломотой костей", ничем иным, как мухоморами. Известно, что камчадалы перед дальней дорогой съедали несколько сушеных мухоморов, преодолевая после этого без устали большие расстояния. Существует неразрывная связь между древними религиозными верованиями народов и грибами.

Много лет посвятил изучению этих взаимоотношений петербургский ученый М. Касперавичус.
- Сохранилось множество сибирских преданий, - говорит он, - в которых грибы наделены способностью мыслить и чувствовать. Наскальные изображения на утесах гор Пектымель на Чукотке представляют пляски мухоморов. Пляшущие персонажи, напоминающие грибы, найдены и среди петроглифов, обнаруженных в верховье Енисея. Мексиканские индейцы называют грибы, растущие в Сьерре Масатека, "разумными", а местные знахари употребляют их для воссоединения с Богом и целительства, как делают это и сибирские шаманы. Грибные ритуалы существуют в Перу, на Борнео и в Новой Гвинее. Считается, что подобная практика рождена в Сибири и перенесена в разные части света благодаря миграции человечества.

Тут, очевидно, стоит вспомнить о происхождении грибов. По наиболее распространенной версии, их рост обусловлен вспышкой молнии и ударом грома. Это вполне соответствует архаичным понятиям о тождестве бога грозы с божеством плодородия. Красная шляпка мухомора напоминала древним людям о небесном огне. Сравнение грибов с огнем подтверждалось и тем, что некоторые из них светятся ночью, что нельзя объяснить биологической целесообразностью. Во всяком случае, связанные с громом и молнией боги (Виракоча - у перуанцев, Тлалок - у ацтеков, Тор - у скандинавов, Перун - у славян) изображались с топором, напоминающим гриб. Древние китайцы почитали "гриб громового раската" и чудесный линчжи, растущий на деревьях и имеющий форму уха. Линчжи обозначал небо, землю и человека. Как средство "саморегуляции" личности этот гриб стал постоянным спутником лаосских божеств долголетия. Один из таких божеств, седобородый Шау-Си-Юн-Чжан, изображалось летящим на журавле с линчжи в руках. Культ грибов, существующий у мексиканских индейцев, тоже связан с небом, а сами грибы называются "теонанакатль", что переводится как "тело", "хлеб богов" или "манна небесная".

В Мексике и Гватемале найдены каменные скульптурные изваяния обожествленных грибов, напоминающих подберезовик. На их ножках условно смоделировано лицо бога, которое как бы вырастает из грибов. При изучении петроглифов, найденных в верховье Енисея, Касперавичуса заинтересовала удивительная сцена: животное идет к человеку явно против своей воли. Оно упирается, но подвластно магической силе, исходящей от пляшущих "человечков" в грибовидных шляпах. Фантастика? Но по мнению Касперавичуса, сегодня не только сочинители научно-фантастических рассказов, но и серьезные психологи допускают возможность телепатического проникновения "мысленного поля" гриба в мозг человека. Ведь некоторые из грибов обладают галлюциногенными свойствами. При этом предполагается их воздействие на физическое и духовное здоровье людей, временное управление их эмоциями и поведением.

- Не исключено, - предположил Касперавичус, - что природа не только для человека, но также в царстве животных и растений, особенно грибов, использовала родственные химические вещества для передачи сигналов в цепи клеток мозга. Может быть, галлюциногенные грибы наделены столь же мощной собственной "психикой". А фантастические видения, вкусившего этот гриб, - не что иное, как интервенция в мозг человека совершенно иной цивилизации. Ее физический мир, происходящие в нем события, параметры пространства и течение времени образуют единство человека с космосом, не подвластное обычному восприятию.

Так что же такое гриб:  роскошная закуска, манна небесная, демоны подсознания или космические пришельцы? Можно ответить: для кого как. Ну а если серьезно, вопрос остается открытым.