Кто придумал танк?

Не лыком шиты

Родиной танкостроения зачастую называют Великобританию. А между тем первый проект вездеходной бронированной машины на гусеничном ходу, оснащенной артиллерийским и пулеметным вооружением, появился в России.

Это случилось 95 лет назад, в декабре 1911 года. Проект представил в военное ведомство инженер В.Д. Менделеев - сын знаменитого химика Д.И. Менделеева. Кстати, и гусеница - важнейшая деталь любого танка - впервые появилась на берегу Волги, в Саратовской губернии. Уроженец села Никольское Вольского уезда крестьянин Федор Абрамович Блинов еще в 1878 году запатентовал «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция стала первоосновой гусеничного движителя. А талантливый ученик Блинова Яков Васильевич Мамин в 1903 году спроектировал двигатель внутреннего сгорания, работавший на тяжелом топливе. Фактически создал танковый мотор.

Эти изобретения использовал морской инженер Василий Менделеев, когда начал свои работы над проектом первого в мире танка. От своего великого отца Василий Дмитриевич унаследовал пытливость ума и склонность к изобретательству, что и предопределило его жизненный путь. Окончив в 1906 году кораблестроительное отделение Кронштадтского морского инженерного училища, он с 1908 по 1916 годы трудился на Балтийском и Невском судостроительных заводах, выступив главным конструктором двух конкурсных проектов подводных лодок, руководил разработкой минного заградителя и буксирных пароходов.

Сконструированная Менделеевым морская мина оригинальной системы также была принята на вооружение и вскоре сыграла важную роль в морской обороне Петрограда от нападений кайзеровского флота. И не его вина, что проект бронированной машины сначала пылился в столе клерка Военного министерства, а затем стал достоянием английской разведки…

До нашего времени дошли чертежи двух вариантов танка, скрупулезно сделанные Василием Дмитриевичем расчеты и подробная объяснительная записка, в которой изобретатель доказывал осуществимость своего проекта. Придуманную машину он предполагал вооружить 120-миллиметровой (затем 127-миллиметровой) пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и пулеметом, установленным в башенке, которая поднималась и опускалась с помощью пневматического привода, а также вращалась вокруг своей оси.

Менделеев предусмотрел солидную броневую защиту корпуса машины: в лобовой части толщиной 150 мм, а по бортам и на корме - 100 мм.

Спроектированный им двигатель внутреннего сгорания мощностью 250 л. с. позволял развивать скорость движения до 24 км/ч. Экипаж должен был состоять из 8 человек. Российский изобретатель предвосхитил важнейшие технические решения, которые были реализованы спустя десятилетия. Так, бензиновые баки Менделеев расположил в кормовой части машины над днищем, в изолированных отсеках. Коробку передач он спроектировал по типу автомобильной, с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода.

Предполагалось использование пневматической регулируемой подвески. Она обеспечивала изменение клиренса (расстояние между грунтом и днищем корпуса) от максимального значения до нуля и возможность работы в двух режимах (блокированной и независимой подвески). Это изобретение позволяло танку двигаться с полуопущенным корпусом, а при необходимости прекращать движение и полностью опускать корпус на грунт. По мысли изобретателя, полное или частичное опускание броневого корпуса защитило бы от вражеского огня наиболее уязвимый компонент машины - ходовую часть. За рубежом идея опускания корпуса бронетехники на грунт была реализована лишь в 1942 году в немецкой 600-миллиметровой тяжелой самоходной мортире «Тор».

В Великобритании пневматические подвески появились в некоторых образцах авиадесантных танков («Тетрарх» и «Гарри Гопкинс») лишь в начале Второй мировой войны. Наконец, в танке Менделеева были предусмотрены четыре поста управления, которые позволяли любому из членов экипажа в случае ранения или гибели водителя управлять движением машины.Но проект Василия Дмитриевича в Военном министерстве, увы, отвергли, посчитав его нереальным. Зато спустя несколько лет некоторые из изобретений Менделеева применили английские танкостроители, создавая свою бронированную вездеходную машину, первоначально получившую название «ватерклозет для России»…

А конструктор первого в мире танка был всеми позабыт. В 1918 году он покинул голодный и холодный Петроград. Добравшись до Екатеринодара, Менделеев принципиально не принял участия в Гражданской войне и с 1919 года трудился простым инженером на заводе «Кубанольф». Из жизни он ушел, заболев сыпным тифом, в 1922 году, не дожив даже до 36 лет…