Ленин и сцена: "Ленин на сцене блистал..."

И это подлинная правда. Только речь не о Владимире Ильиче, а о Михаиле Францевиче. Был такой замечательный артист в Малом театре.Он смолоду обладал потрясающей сценической внешностью: высокий рост, гибкая фигура, звучный голос, выразительное лицо. А еще яркий взрывной темперамент. Все данные, чтобы стать замечательным артистом. И он им стал. Но вот фамилия - Игнатюк, на звездную явно не тянула. Пришлось поменять на Михайлова. Тоже тускло. Помог мэтр и учитель выдающийся актер Ленский. Именно с его подачи и стал Игнатюк, он же Михайлов, именоваться Лениным.

Впервые под таким псевдонимом он играл в конце 1902 года в спектакле «Кориолана». И все бы ничего: был успех, цветы и поклонницы, да вскоре грянула первая русская революция. Далеко не все смогли отличить актера от революционера. И пошли Михаилу Францевичу подметные письма и на квартиру, и в театр. Покалечить грозились и даже убить. Бедный трагик был вынужден напечатать в «Московских ведомостях» нижайшую просьбу: «Я, артист Императорского Малого театра Михаил Ленин, прошу не путать меня с политическим авантюристом В. Лениным». Кто ж тогда знал, что впереди Октябрьская революция!

Впрочем, Михаил Францевич театральный псевдоним не стал менять и после переворота. Как потом выяснилось, не зря. Вот фрагмент из записок русского офицера Б.А. Трофимова.«В начале августа 1918 года была объявлена регистрация бывших офицеров с требованием явиться в Алексеевское военное училище. После так называемой регистрации, продолжавшейся семь суток, в течение которых офицеров держали взаперти без пищи и воды… было расстреляно десять тысяч человек. Об этом преступлении я узнал впоследствии от своего однополчанина по 1-й запасной артиллерийской бригаде в Москве Михаила Францевича Игнатюка - артиста Малого театра, который имел весьма оригинально звучащий после 1917 года сценический псевдоним - Ленин.
Он был отпущен из Алексеевского училища по хадатайству известного в то время артиста Сумбатова-Южина, а может, сыграл свою роль и псевдоним».

Существует предание, что чекисты интересовались у вождя мирового пролетариата, как поступить с Лениным-актером, на что тот якобы ответил: «Оставьте этого дурака в покое».Так или не так, но Михаил Францевич Ленин благополучно дожил до 71 года и умер своей смертью в 1951 году. К тому времени он был уже директором Малого театра, народным артистом РСФСР. Правда, с главной наградой страны все время выходила незадача. Сталин весомо аргументировал: «Не могу я Ленину давать орден Ленина. Народ этого не поймет». В конце концов все как-то срослось: в 1949 году пожилому артисту все же прикрепили к пиджаку заветный орден с профилем его однофамильца.

К тому времени Михаил Францевич был уже легендой. И не мудрено. Великий Станиславский был для него просто Костя Алексеев. Немировича-Данченко звал Володей. Талант почитал штукой стихийной, не сводимой ни к каким умным системам.Однажды подходит к Михаилу Францевичу его коллега по сцене и говорит: «Михаил Францевич, слышали, Костя Алексеев написал учебник по актерской игре. Учебник! Эвона какая штука! Теперь, оказывается, нашему ремеслу учиться можно, как азбуке. Прочитал, выучил - и иди на сцену Малого театра»- Да какой это учебник? - рассмеялся Михаил Францевич. – Это руководство к куроводству! Вот что это такое!

О самом Ленине, как о всяком замечательном артисте, существует немало баек. Представьте начало одного из спектаклей. Гаснет свет, открывается занавес, и в глубине сцены, красиво опершись на камин, стоит Михаил Францевич. Стоит, молчит и только слегка покашливает. Зал замер, все думают: «Вот это начало!» Пауза длится, длится… Наконец Михаил Францевич наклоняется к суфлерской будке и громко говорит: «Тина! Я ведь так весь вечер буду молчать!»Суфлер встрепенулась, подала текст, спектакль начался. В зале хохот, аплодисменты, и создалась замечательная атмосфера взаимопонимания между артистами и зрителями.Между прочим, сумел Ленин сыграть и в кино.

Правда, одну-единственную роль комсомольца Феди, зато в первом советском шпионско-приключенском фильме «Борьба за ультиматум». Лента эта, к сожалению, не сохранилась.Как водится, и сама смерть замечательного артиста обросла легендами. На освободившееся место директора Малого театра прочили всеми любимого Царева. На прием к Председателю президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову, от которого зависело решение, труппа направила тогда уже престарелую А.А. Яблочкину. Замечательная актриса, она была не сильна в политике, и вот как прозвучал ее монолог.- Дорогой Клемент Ефремович! Вот что я должна сообщить вам по поручению господ артистов нашего импера… то бишь государственного Малого театра.

Умер Ленин! Да не ваш, а наш, Михаил Францевич, директор! На его место все хотят достойного человека. Есть у нас в театре такой Царев Мишка. Он вообще-то числится актером, но проявил себя в основном как администратор. И именно за это его все уважают… И что-то еще я должна была сказать важное, запамятовала… Ах, да! Он же член вашей партии!Миссия Яблочкиной удалась. Народного артиста СССР, корифея Малого театра Михаила Ивановича Царева назначили его директором. А бывший директор упокоился на старой части престижного Новодевичьева кладбища. Там, совсем близко к главной дороге, и ныне стоит памятник с надписью: Ленин Михаил Францевич (1880-1951).