Может ли свинья думать

«Скажи-ка, хрюша...»

Эксперты ООН бьют тревогу: животный мир на планете редеет. На грани полного исчезновения животные почти 130 видов. Виноваты в этом главным образом мы, люди: считая себя «царямипокорителями» природы, очень часто и ведем себя с нею соответственно. А между тем братья наши меньшие думают, чувствуют, спорят, любят и негодуют — словом, живут достаточно богатой и разнообразной жизнью. И пытаются объяснить свои переживания на доступном нам языке. Такой вывод сделал известный биофизик, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава РФ Александр Дубров.

свиньи— Ни для кого, наверное, не новость то, что животные общаются между собой с помощью сигналов или кодов, выражающих состояние тревоги, ярости, любви. Принято считать, что эти естественные сигналы внешнее проявление возбуждения, но ни в коем случае не осмысленная «речь» и не способ общения между собой. На самом деле это не так.

Как у человека разговорная речь может быть яркой, богатой и выразительной, а может быть примитивной и сбивчивой, так и у животных: сравните, например, переливчатое пение жаворонка или трели соловья и чириканье воробья. Кроме «языка» у братьев наших меньших есть иные выразительные средства позы, жесты и даже взгляды. Немаловажны и запахи.

Существуют и другие, еще малоизученные каналы общения между животными, связанные с био электромагнитными полями и сложными акустическими сигналами. Например, электромагнитная локация у рыбки нильский слоник или ультразвуковая локация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы у дельфинов или инфразвуковая сигнализация у слонов и китов...

— Выходит, выражение «нем как рыба» неверно?

Исследования ихтиологов показали, что рыбы издают множество разнообразных звуков, используя их для общения в стае. Если с помощью особых чувствительных приборов гидрофонов, устанавливаемых под водой, прослушивать «рыбью речь», то можно четко различить их по «голосам». Рыбы кашляют, чихают и хрипят, если температура или химический состав воды им не нравится. И наоборот, блаженно причмокивают и кряхтят, если все в порядке. Производимые рыбами звуки иногда похожи на урчание, писк, лай, карканье и даже хрюканье. У рыбы цинглоссус вообще необычный набор звуков, напоминающий целый симфонический оркестр, здесь и басы органа, и звон колоколов, и огромная арфа... Правда, ни одна рыба еще не заговорила по-человечески.

— Это, наверное, не удивительно: ведь даже наиболее близкие к нам животные — обезьяны — тоже не могут сказать ни слова...

— Это объясняется исключительно их физиологическими особенностями. Обезьянам просто тяжело, а иногда и невозможно произносить слова так, как это делаем мы. Зато каким выразительным языком мимики и жеста, выкриков, гримас и междометий владеют наши предполагаемые предки! Еще в 1844 году в Париже вышла замечательная книга французского ученого Пьеркона де Жамблу «Зооязыкознание», в которой приводятся словасигналы, активно используемые обезьянами в общении между собой. Скажем, «кэх» по-обезьяньи означает «мне лучше», «ококо» — «мне страшно», «уик-уик» — ненавязчивая просьба о чем-либо, «гепокики» — сигнал тревоги.

Интересно, что приматы разных стран и континентов говорят как бы на разных языках. Звук «гхо», означающий что-то вроде нашего «привет», используется исключительно шимпанзе острова Ява, а их «гак, гак» можно перевести как «хочу есть». Кстати, немецкий ученый Георг Швидецкий, много лет изучавший язык обезьян, пришел к выводу, что праязыки многих народов — монголов, китайцев, индийцев и других происходят от обезьяньих звукосочетаний. Например, древнекитайское слово «манг» означает «возмущение», а «ганг» «злоба», и вполне возможно, что они происходят от звукосочетаний «мыгак», «ыгак», выражающих у обезьян гнев и негодование. А группа зоопсихологов из Кении установила, что в лексиконе местных мартышек есть «слова», обозначающие такие понятия, как «человек с ружьем» или «безоружный человек».

Продолжение статьи читайте в журнале «Селськая новь» № 5, май 2011 г.