Что сулит високосный год?

Когда приходит кривой Касьян

Високосные годы традиционно считаются несчастливыми. В это время принято ждать бед и неудач. Вместо Деда Мороза в дверь стучится подозрительный старичок - кривой Касьян, приносящий не мешок подарков, а корзину проблем. Неужели верны такого рода опасения?

В России високосный год издавна и вплоть до наших дней пользуется дурной славой. Считается, что он знаменуется неурожаями, болезнями и войнами. «Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным и приписывать ему многие небывалые беды, - вещают летописи. - 29 число февраля високосного года... есть самый бедственный день для всех возможных несчастий.

Тогда будто и скот падает, и дерева засыхают, и повальные болезни появляются, и семейные раздоры заводятся». В некоторых местах, как, например, в Саранском уезде Пензенской губернии, Касьян даже не считался святым и не признавался русским. В Кадниковском уезде Вологодской губернии Касьяна считали как бы опальным святым и рассказывали о нем следующую легенду: «Св. Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю».

Но не только это отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных к Касьяну, но и его «немилостивое» отношение к бедному народу. Вот что говорит на этот счет другая легенда, записанная в За райском уезде Рязанской губернии. «Однажды Касьян вместе с Николаем Чудотворцем шел по дороге, и встретился им мужичок, у которого воз застрял в грязи. «Помогите, - просит мужичок, - воз поднять». А Касьян ему: «Не могу, - говорит, - еще испачкаю свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и на глаза ГосподуБогу показаться?» Николай же Чудотворец ничего мужику не ответил, а только уперся плечом, налег и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся риза в грязи выпачкана. Бог увидал это и спрашивает: «Где это ты, Микола, выпачкался?»«Я, - говорит Николай, - мужичку воз помогал из грязи вытаскивать». «А у тебя отчего риза чистая, ведь вы вместе шли?» - спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу запачкать». Не понравился этот ответ Богу, увидал Он, что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту - два раза в год».

В Новгородской губернии крестьяне несколько иначе объясняли тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года (29 февраля). «Св. Касьян, - говорили они, - три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде - вот почему и положено ему быть именинником через три года раз!» Сообразно с такой оценкой нравственных свойств Касьяна установилось и отношение к нему: крестьяне не только не любили, но и боялись этого святого. «Касьян на что взглянет - все вянет», - говорили мужики и твердо верили, что у него недобрый взгляд: если он взглянет на скотину - околеет скотина, взглянет на человека - будет тому человеку великое несчастье…

Глаз Касьяна считался настолько опасным, что 29 февраля селяне не советовали даже выходить из избы, чтобы неслучилось какого-нибудь несчастья. В особенности опасно считалось выходить до восхода солнца. К этой характеристике Касьяна на Вологодчине прибавляли еще одну черту, которая рисует этого святого врагом человеческого рода. Здесь существовала легенда, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор (моровое поветрие).

Оклеветали святого, да еще и кривым нарекли

При таком отношении народа к Касьяну не мудрено, что високосный год на Руси считается несчастным и опасным, а самый страшный день в этом году - Касьянов. Возможно, английские поверья о конских бобах, растущих в високосный год «не туда», и о том, что этот год «не любит овец», сохраняют отголосок архаичного представления о недобром («косом») глазе некоего мифологического существа хозяина високосного года и, в частности, «рокового» дня 29 февраля.

Как в 2008 году избежать неприятностей (народные советы)

- В високосный год нежелательно начинать постройку бани и продавать скот.
- При первом громе в високосный год надо положить палец на палец крестом и прошептать: «Вся семья при мне (перечислить имена членов семьи). Аминь».
- Заслышав лай собаки, говорят: «Иди вой, но не ко мне домой».
- Знающие люди грибы в високосный год не собирают, чтобы не поднять с земли плохое.
- Тем, кто вынашивает дитя в високосный год, нельзя до родов стричь волосы.

Может быть, все это и ерунда, но, с другой стороны, почему бы не последовать добрым советам? А вдруг поможет? Вот мне, например, предстоит в нынешнем феврале рожать третьего ребенка - стричься точно не буду. А уж скот продавать - тем более…