О связи между школьной неуспеваемостью и погодой

Двойки, надутые ветром

Медики доказали: учиться и усваивать знания детям мешает не только лень, а еще и погода. Точнее, ее капризы.

Зачем аспирантка пошла в 3-й класс
 
О связи между школьной неуспеваемостью и погодойТрадиционно считалось, что особо метеочувствительны новорожденные и люди пожилые, больные. Но резкое ухудшение здоровья детей и подростков заставило ученых Омской государственной медицинской академии задуматься о связи между школьной неуспеваемостью и погодой.

Чтобы проверить эту гипотезу, Ирина Акимова, аспирантка кафедры гигиены детей и подростков ОмГМА, пошла в школу, в третий класс. Весь учебный год, сидя на задней парте, она ставила детям баллы за поведение. Один балл тому, кто дремал или ловил мух на уроке. Два тому, кто все сорок пять минут перебирал карандаши и тетрадки. На троечку тянул школяр, внимательно слушавший учителя, но инициативы не проявлявший. А примерное поведение, выполнение всех заданий, активная работа на уроке оценивались в четыре балла.

Информация о работоспособности детей, их академической успеваемости ежедневно обрабатывалась и сопоставлялась с данными о погоде.
И выяснилось, что больше всего на детей влияют температура воздуха и скорость ветра. Как только за окошком начинали гнуться и качаться деревья, у половины класса выветривалось желание учиться. Зато при ясной и солнечной погоде над партами поднимался лес рук.

Причем межсуточные перепады температур, много значащие для метеозависимых взрослых, на третьеклассниках не отражались. Даже на влажность воздуха с колебаниями атмосферного давления реагировали немногие. Но в целом чувствительными к погоде оказались все - не только больные, но и здоровые. Более того, выяснилось, что погода сильнее «давит» на здоровых! Особенно на девочек.

Аспирантка установила, что и «погода в доме», то есть микроклимат в классе, также играет большую роль. Скажем, при температуре в классе 18 градусов третьеклашки даже в неблагоприятные дни более или менее хорошо воспринимали слова учителя. А вот при 22 градусов почти хором начинали считать ворон. При этом сложность темы и интенсивность урока самочувствия школьников не ухудшали.

Природу приперли к стенке

Теперь ученые ищут причины такой метеозависимости школьников. Версий несколько. По одной из них у детей, так же как у взрослых, при изменении магнитной обстановки кровь по жилам течет медленнее, и это замедляет все реакции. По второй - не все болезни выявлены у тех, кого принято считать здоровыми. По третьей - опять во всем виновата природа, точнее, экологическая ситуация. Сегодня ведь, как никогда прежде, и в самом раннем возрасте проявляются «взрослые» недуги.

То, что причины детской метеозависимости пока не ясны, не мешает медикам разрабатывать рекомендации для мальчишек и девчонок, а также для их родителей и учителей. Пока, правда, можно лишь повторить старую истину: главное - любить детей. И природа тут как раз помогает: прежде чем ругать ребенка за нерадивость, взгляните в окно или хотя бы на термометр...

- Когда дети спокойны, уверенны, эмоционально не подавлены, их организм легче подстраивается под погодные изменения, - объясняет Жанна Гудинова, руководитель исследования, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков ОмГМА. - Летом, когда нет по крайней мере школьных стрессов, дети легче переносят любую погоду. «Домашние» стрессы отследить, к сожалению, труднее. Объективно тяжелых для здоровья дней не так уж и много - 18-20 в год. Не очень комфортный - каждый 5-6-й день. В такое время ребята могут ощущать повышенную потливость, слабость, переживать скачки артериального давления, быстро утомляться, быть рассеянными или раздражительными. Именно в эти дни они хуже учатся и чаще ссорятся с родителями и сверстниками. Получается замкнутый круг - назавтра природа дарит день полегче, зато накапливаются проблемы, и организм реагирует на погоду с удвоенной силой. Сейчас идут разговоры о том, чтобы сократить летние каникулы, но наши исследования дают аргументы «против»: все-таки лучше оставить детям хоть три месяца спокойной жизни.

Как не накопить миллион проблем

О связи между школьной неуспеваемостью и погодойЧтобы помочь ребенку, взрослым надо начать с себя, они ведь более метеозависимы. Нельзя сказать, что этот недуг передается по наследству, но «надутое ветром» плохое настроение учителя или родителя может «закрепиться» в сознании и передаться детям. Лечить метеозависимость, по словам Жанны Гудиновой, можно, но не так-то просто. Для этого надо повышать иммунитет и избегать нервных потрясений.

К счастью, задачу эту можно решать постепенно. Например, восполнить силы помогают хороший сон и правильное питание (в частности, надо обязательно есть горячее не реже 1 раза в день). Телу нужно давать хотя бы минимальную нагрузку: делать зарядку дома или 2-3 раза в неделю посещать спортзал. Добавят энергии контрастный душ, бассейн, ванна с ароматическими маслами цитрусовых. Поможет сохранить бодрость употребление витаминов группы В, аскорбинки, магния, селена и кальция. Эффективны ванны, которые в домашних условиях легко приготовить из хвойного экстракта. Их длительность 10-15 мин, температура воды 35-370, курс лечения - 12-15 процедур.

Врачи также рекомендуют всегда, а особенно в «плохие» дни, пить перед едой свежевыжатые овощные и фруктовые соки, слегка подсоленную минеральную воду или простую кипяченую с добавлением лимонного сока. В меню желательно включить блюда из рыбы, морской капусты, фасоли, чечевицы, свеклы, а также картофель в мундире, печеные яблоки, клюкву. Но лучше всего помогает нейтрализовать неприятные последствия метео¬влияний капуста! Она легко усваивается, не перегружая печень и пищеварительную систему, и содержит соединения, обезвреживающие конечные продукты обмена.

Кое-что несложно делать и в школе. Если, допустим, погода мешает уроку, постарайтесь завесить окна класса жалюзи или шторами, включить лампы дневного света, как бы отгородиться от нее. Особенно если занятия идут во вторую смену и за стеклом вечереет - сумерки вызывают у детей тревогу и усталость...

В то же время взрослым (и педагогам, и родителям) нужно учиться самим и учить детей получать наслаждение от окружающего мира. Во время урока можно сделать пару физкульт-минуток и «переменок», чуть размяться, почитать стихи о ветре, солнце, дожде... У природы действительно нет плохой погоды, и надо любить ее всякой. Тем более что природа не только «придумала» болезнь, но и предлагает лекарства от нее - лес и прогулки, речку и плавание, в меру загар и солнце, полянку и беготню...