«Счастье» трезвой жизни

В публикации «Реестр непьющих мужиков» (№ 12 за 2006 год) говорилось о том, что группа предпринимателей во главе с Германом Стерлиговым решила способствовать созданию в деревне прослойки людей, доказывающих на собственном примере, что быть трезвенником почетно и выгодно. И вот какой неожиданный отклик редакция получила на эту публикацию.

Уважаемые сотрудники редакции! Очень меня задела заметка под названием «Реестр непьющих мужиков». Прочитала ее сама и мужу показала. Супруг сразу сказал, что он в это не верит совершенно. И хотя я ни разу не обращалась ни в газеты, ни в журналы, на этот раз решила все же написать.

Моя мама умерла, а отец допился до белой горячки. Поэтому мы с мужем кроме своих двоих детей воспитываем еще моих младших брата и сестру. Живем в деревне, в город переезжать не хотим. Мой муж не пьет и даже не курит. Я мечтаю посадить большой сад, завести много всякой скотины, а муж хочет заняться пчелами.

А теперь поясню, почему мы так скептически отнеслись к этой публикации. За последние годы моему супругу много раз пришлось выслушивать такое: «На халяву пьют и трезвенники, и язвенники», «Ты что, не русский?», «Не будешь пить - ты мне не друг», «Смотрите, смотрите, какие мы правильные!», «Зазнается, его наша компания не устраивает», «Ты больной, что ли?», «Да брось придуриваться, пей!», «Ты даже не куришь, тебе душу не откроешь». Ну и все в таком же духе.

Мне одна знакомая пожаловалась: «Пока муж пил, у нас в доме все время были гости, то одни, то другие. Приходилось стол собирать, выпивку ставить. И вот за этим столом они учили мужа жить. Попивая и закусывая, уговаривали его «завязать». Дома он ничего не хотел делать, а за стакан самогонки мог у чужих людей горы свернуть. А когда он и вправду «завязал» (пришлось закодировать), так и не идет к нам никто. Да еще посмеиваются над ним: «Гляди, в люди вышел!»

Он стал хоть и непьющий, но злой как собака, на меня срывается, на детей и по хозяйству ему все равно ничего делать не хочется, мучаюсь одна и со скотиной, и с огородом».Теперь понимаете, почему мы в одиночестве, как белые вороны? Все мужики возраста моего мужа, с которыми он дружил с юности, спиваются или совсем спились. И молодежь, какая осталась, их уже догоняет. В праздники слышим, как в соседних дворах песни горланят, дым коромыслом. А у нас тихо. Мы и на свадьбы-то перестали ходить. Правда, свадьбы нынче редки, все чаще похороны. Собирают мужиков могилу копать, мой муж и не против бы помочь, так его не зовут. Мужикам с собой на кладбище дают узелок с выпивкой и закуской. Вот им и не нравится, что он там столбом будет стоять, пока они на перекурах к бутылке прикладываются. Так и живем как единоличники, на отшибе общей жизни.

И вот вам еще примеры отношения к непьющим людям в деревне. Надо, например, перенести несколько бревен с места на место. Двое-трое сильных мужиков, распив бутылку, управятся с этим за 10 минут. А мне приходится идти и тащить с мужем эти бревна на себе. Конечно, я не фотомодель, деревенская жизнь обязывает быть сильной, могу 20 килограммов поднять одной рукой. Но есть же предел! И из-за того, что с нами не выпить, нам никто помогать не придет. А вы же знаете, сколько таких работ в деревне, когда надо сообща что-то делать.

Можно, конечно, сказать: «Деньги есть - наймите рабочих». Но денег нет. Чтобы они были, надо работать в бригаде и, естественно, справлять с бригадой все праздники. Скажете, можно подрабатывать у частников? Так они тоже ищут пьющих мужиков, которые им за бутылку и дров напилят, и грибов в лесу нарвут, и яблок из своего сада принесут, и огород вспашут, и картошку помогут выкопать, и навоз со двора выгрести. А если мой непьющий муж будет это делать, ему придется за работу живые деньги платить. Конечно, хозяевам это невыгодно, дешевле отделаться бутылкой самогонки. Вот сейчас надо поднимать фундамент, а то скоро дом нам на голову упадет. И как мой супруг будет этим заниматься в одиночку, я даже не представляю! Жалко мне его, но тут я не помощница. Дети пока малы, чтобы помогать. Еще пример: к нашему старенькому трактору нужна куча дорогущих запчастей.

Конечно, некоторые железки можно было бы купить за бутылку, но муж-то не пьет! А некоторые пьющие соседи живут неплохо. На работе о них говорят: «Ничего, пропьется - работать будет лучше». Очень обидный пример! Конечно, такие работники нужны, ведь они под угрозой увольнения за пьянство будут вкалывать безропотно за гроши, терпеть и унижения, и оскорбления.

Вот и все наше «счастье» трезвой жизни. Жизнь научила нас не верить в то, что трезвенникам может житься хорошо. Господи, о чем вы говорите! Какой нам почет? Какая выгода? И я думаю, семьи, живущие в деревне, мое недоверие поддержат. Правда, жены пьяниц могут сказать: «Заелась, трезвый муж ей плох. Попробовала бы пожить, как мы: не знаешь, где ночевать будешь, когда у мужа запой. Не знаешь, чем детей накормить и во что одеть. И как их и себя от пьяного мужнина кулака спрятать». Да, наши дети сыты и одеты. Так ведь я не об этом! Будь таких, как мой, побольше в деревне, наверно, они бы как-нибудь объединились, скооперировались. Да только нет их пока...

А если и вправду где-то непьющие мужики меняют жизнь к лучшему (в чем я очень глубоко сомневаюсь), приведите хоть один пример, назовите село или деревню, расскажите о них.

В журнале мою фамилию прошу не печатать.