Женское движение, женсоветы

Женщины всей России, объединяйтесь! На защиту вечных ценностей: семьи, детей, здорового образа жизни.

Этому движению положили начало сибирячки. Только в одном Омском районе 10 тысяч членов женсоветов, разбитых на ячейки, действуют в каждом населенном пункте. В очередной раз удивили женщины нас, мужчин. Мы-то были уверены, что они, особенно сельчанки, в борьбе за выживание семьи головы от грядок не отрывают, воюют с пьяными безработными мужьями и так далее в том же роде.

Ан нет…«Не нужна мне такая жена»

Стоило новым активисткам заявить о себе, как сильная (как мы себя называем) половина района возроптала. Сорокалетний механизатор, сказал мне без обиняков в нечаянную рифму: «На хрена мне такая жена». Раньше, говорит, если и тянуло ее из дому, то только в магазины, особо после уборочной, когда он «накосит» побольше деньжат. А теперь с головой ушла в общественную работу, бегает на собрания. А там, мол, у них какой-то бабий сговор и даже бунт.

Как, к примеру, с пьянством надумали бороться? Решили перекрыть (да если б федеральную трассу - куда бы ни шло!), а то ведь доступ к интимным радостям жизни до полного протрезвления мужей.

Другую форму борьбы с пьянством со стороны женсоветов я тем же летом наблюдал. И она, честно скажу, показалась мне уж больно вычурной и пафосной, напомнив добровольно-принудительные митинги коммунистической эпохи. Возле клуба деревни Пятилетки активистки поставили чучело, символизирующее спившуюся бабенку: с пустой чекушкой в руке и сигаретой в зубах. В конце мероприятия чучело подлежало сожжению.

Волонтеры (добровольцы по-русски, только добровольцы ли?) из числа старшеклассников, выстроившись в ряд, отрепетированно осуждали пьянство, от которого страдают печень и домочадцы. Люди постарше, в основном женщины, дали концерт с частушками и русскими народными песнями.

Среди зрителей преобладали школьники. Появившемуся внезапно участковому милиционеру кто-то из организаторов заметил: «Хоть бы явку забулдыг обеспечил. Для кого стараемся?» Милиционер уехал на своем уазике и не вернулся. Акт сожжения чучела привлек еще нескольких испуганных прохожих: думали, пожар.По всему Омскому району, как я знаю, пылали в тот день подобные костры, в которых по замыслу должны были сгореть человеческие пороки. Если б все так просто…

Там-то и встретил я среди прочих активисток Светлану Васильевну Никулину. С ней говорил, пытаясь понять: чего же оно на самом деле хочет-то, это женское движение? Не очередная ли это бюрократическая выдумка? Этакое псевдодемократическое нововведение? Тогда не удалось толком пообщаться. Обстановка не располагала, громкие агитки мешали. Позднее, в деревне Приветной, где живет Никулина, я услышал ее историю. И она меня потрясла.

Дело о наркотиках

Младший сын Светланы Васильевны Виталий погиб от наркотиков. Было ему 23 года. А произошла трагедия не так давно, между двумя нашими встречами. Светлану Васильевну я теперь увидел другой. В глазах стояли слезы. Никогда матери не выплакать их. Она полагает, что сына убили. Милиция считает иначе. Конечно, истерзанной горем матери трудно быть объективной. А милиции бывает нелегко докопаться до истины (если даже она того хочет), когда не хватает свидетелей и улик. Тело нашли в лесочке неподалеку от кладбища. - Укол был сделан в сонную артерию с правой стороны. Он никогда не кололся в артерию. И не был левшой. И никогда не употреблял морфий. А в крови обнаружили именно его. Но главное - то, что Виталий не кололся уже три года!

А эти наркодельцы - они не отставали от сына. Постоянно раздавались звонки. «Мама, меня нет дома!» - так он, вздрагивая, реагировал на каждый телефонный звонок. Скрывался от них. Но так и не смог убежать.

В тот день я его видела с ними. Умоляла: «Пойдем домой!» Он ответил: «Я скоро буду». Выглядел напуганным, был серым, как асфальт.

Муж Светланы Васильевны погиб в автокатастрофе. Виталий после этой трагедии покончил с наркотиками. Устроился водителем. На работу и домой - вот и все его маршруты. На улицу старался лишний раз не выходить - от греха подальше. Светлана Васильевна, с трудом перенесшая гибель мужа, начала было оживать, радоваться тому, что у детей все складывается нормально. У старшего сына семья, ребенок. И младший вот взялся за ум. Неужели позади весь этот ад? Его ломки, капельницы на дому, больницы, пустые обещания «завязать»…

Когда Никулину избрали председателем деревенского женсовета, она первым делом взялась за борьбу с наркоторговлей: - Я как рассуждала: сын нашел силы отказаться от наркотиков, а другие - нет. У нас уже были случаи, когда молодые парни умирали от передозировки. Надо перекрыть дорогу наркоторговцам. Мы с женщинами выследили машины, которые из города везут наркотики. Передали их номера участковому. Наркодельцы больше не заезжали в деревню, а останавливались поодаль. - Помолчав, добавила со вздохом: - Я не собираюсь руки опускать. У меня с этими убийцами наших детей личные счеты.

За что они борются

Нам когда-то внушали: «Америка - страна контрастов». Оказалось, что постсоветская Россия - тоже. Во всяком случае, Приветная - точно деревенька контрастов. С шикарными коттеджами здесь соседствуют утлые, покосившиеся домишки. Богатые люди, предпочитающие городской загазованности тишину и свежий воздух, охотно здесь селятся. Из окон их машин хорошо видна начальная школа. Своих детей они везут мимо нее в город. В местной школе пребывать опасно для жизни. Недавно в классе рухнул огромный, увесистый кусок штукатурки - хорошо еще, что не на головы детям и учительнице. Оно и не мудрено: деревянное здание построено в 1940 году и ни одного капремонта не знало.

Женсовет по этому поводу бьет тревогу. Стучится во все властные кабинеты - пока безрезультатно. Приветной около ста лет. По советскому генеральному плану развития села (такой был прежде у деревни статус) здесь предполагали возвести и новую школу, и большой клуб, и спорткомплекс, открыть на озере лодочную станцию, построить баню и прачечную. Ни один из замыслов в жизнь воплощен не был. В 90-е годы все те земли отдали под частные постройки. Валентина Васильевна Никулина, став председателем женсовета, прибегла к «вежливому шантажу». Пришла к владельцу магазина с тем самым давнишним генпланом. Сказала: мол, не свое место занимаете, для стадиона исторически предназначенное.

Впрочем, стадион можно и в другое место перенести, вместо того чтобы вас разрушать. Но от вас требуется материальная помощь. Пока же деревенская молодежь тусуется возле автобусной остановки. Пьют пиво, курят. И травку в том числе.

Постепенно местные предприниматели повытаскивали кошельки. В конце концов, они ж тоже родители и, стало быть, заинтересованы, чтобы и их дети проводили досуг с пользой. Сергей Трутаев оплатил шесть кубов леса. Строитель Владимир Чистотин завез песок и щебень. Место для спортплощадки выбрали напротив школы. Обозначили границы металлическими трубами. И работа закипела. Подключили к ней старшеклассников и наиболее сознательных мужчин.

Под началом Никулиной шесть активисток. За каждой закреплена одна из улиц в деревне. «Участковые женщины» сегодня в авторитете. Как-то неприкаянная молодежь, продрогшая на улице, оккупировала пустующие полдома и не давала покоя соседям. Думаете, те в милицию обратились? В женсовет!

Староста деревни Галина Анатольевна Михайлова говорит:

- Вы поймите, сама жизнь заставила женщин объединяться, брать в свои руки ну если не власть, кто ж ее отдаст, то хотя бы инициативу. Потому что от мужиков, от тех, у кого эта реальная власть есть, нередко проку-то мало! Сама сколько раз сталкивалась: вот идешь к главе сельской администрации (теперь бывшему) с серьезным, наболевшим вопросом, а он только отмахивается.

Планов у женсовета много. Например, наметили поднять население на борьбу с безалаберщиной коммунальщиков.

- Вечно у них порывы труб! - негодует Никулина. - Причем, как правило, в праздники, когда ремонтников не дождешься. Мы хотим расторгнуть договор с ЖКХ, объединиться в товарищество собственников жилья и найти альтернативные формы обслуживания.

И другие неофициальные лица

Родоначальница женского движения в районе - Марина Александровна Наволодская, зам. директора Новоомской средней школы. Идею эту она не из коммунистического прошлого вытащила, а, как ни странно, привезла из страны контрастов - Америки. Побывала там на семинаре под названием «Роль женщин в социальных преобразованиях». Оказывается, даже в сытой, процветающей стране женщины корректируют действия политиков, а если требуется - ставят их на место. В одном из штатов, например, женский комитет пригрозил саботировать голосование на выборах губернатора, если не будет увеличен бюджет для школ, - и добился своего.А если наших женщин хоть немного оторвать от кастрюль и огородов? У нас-то ведь социальная сфера, пожалуй, сильнее, чем у «буржуев», хромает. Так рассудила Наволодская.

Омские женщины на призыв откликнулись. Но вот беда: вдохновленные и оживившиеся «неофициальные лица» у официальных, облеченных властью, вызывают подчас раздражение.

- Нас поддерживает зам. главы районной администрации Борис Юрьевич Патрушов. А многие чиновники принимают в штыки, - возмущается Марина Александровна. - Потому что мы говорим о недостатках в их работе. Потому что мы тормошим их, просим помочь людям, благоустроить наши села, навести наконец-то порядок и там и сям. Им нужны тишь да гладь, хорошие отчеты. Нам необходима нормальная, полноценная жизнь, в которой женщины и их дети, все сельчане будут чувствовать себя защищенными. Да вот вам недавний пример. Учительница одной из школ района подняла руку на ребенка. Там не было медицинского освидетельствования, явных следов побоев, то есть для милиции и суда дело бесперспективное. Но есть же еще и морально-этические нормы! Я обратилась к работнице районной администрации, которая входит в наш женсовет.

Говорю: надо предать дело огласке, наказать виновную. Ты, мол, власть, тебе все карты в руки. А она мне в ответ: «Я за эту огласку могу и креслом поплатиться!» Вот вам и чиновники. Им, часто бывает, свои интересы куда дороже, чем общее дело, даже и трижды справедливое.Как реагируют мужчины на возросшую общественную активность женщин? Про обиженного механизатора мы уже сказали. Про отзывчивость тех, кто имеет средства и способность понять, что к чему, - тоже.

Но вот в одном из сел района руководитель местного филиала ЖКХ решил создать… мужское общественное движение. С программой, пока что непонятной. Не в пику ли женсоветам? Наволодская и идущие с ней женщины ни много ни мало официально зарегистрировали свою общественную организацию, назвав ее «Лидерство женщин за здоровый образ жизни». Вот бы и мужчины поднялись за то же самое...

Так или иначе - ясно одно: «низы не хотят жить по-старому». Как говорится, революционная ситуация. Революций, разумеется, не надо - хватит уже. А за разумное обустройство непростой нашей жизни браться давно пора.