Казнить или миловать?

1 января 2010 года в России заканчивается действие моратория на смертную казнь. 80 процентов граждан страны выступают за возврат высшей меры наказания. Как поведет себя власть?

Сын

В один из дней августа здание ГОВД города Снежинска Челябинской области напоминало крепость в осаде. Полутысячная толпа разъяренных молодых людей требовала выдать им убийц 17-летнего Ивана Сухорутченко. Лишь хладнокровие милиционеров и обещание руководства, что преступники понесут наказание по заслугам, помогло из бежать кровопролития.

— Эти нелюди заслуживают только смертной казни, — рыдает Сания Сухорутченко, мама Ивана. — Другого наказания для них я не хочу. Потому что какой бы срок им ни дали, они все равно когда-то выйдут на свободу и будут жить! А моего сыночка уже назад не вернуть!

Сания инвалид второй группы. Родила Ивана в 33 года. Но отца Ивана удержать возле себя не смогла. Он ушел от них четыре года назад. И если бы не Иван, семья наверняка скатилась бы в беспросветную нищету.

— После развода Ваня обнял меня: «Ты, мама, не волнуйся, не пропадем», — рассказывает Сания. — А через несколько дней он сказал, что устроился грузчиком в магазин. Представляете, ему 13 лет, сверстники во дворе играют, а он по вечерам таскает огромные коробки. После 9-го класса Иван пошел учиться на электрика. Но хотелось ему быть шофером. Накануне гибели он записался в автошколу, чему был очень рад.

— Все говорил: «Получу права, смогу на двух работах работать, тогда и на дверь новую денег хватит, и на ремонт. Мебель купим новую».

Конфликт

Трагедии предшествовал баналь ный конфликт на дискотеке. Друг Ивана Игорь повздорил с 26-летней Натальей С. Разговор проходил бурно, а закончился тем, что Игорь отвесил Наталье пощечину. Девушка позвонила своему приятелю, 23-летнему сержанту патрульно-постовой службы Алексею Демину. Вскоре подъехала группа милиционеров, человек десять, среди которых был и Демин. И хотя Иван в ссоре участия не принимал, а был лишь свидетелем, его тоже забрали в отделение. В милиции ребят продержали до двух часов ночи. Они написали объяснительные, и их отпустили домой.

— Он ничего мне не сказал о том, что случилось на дискотеке, — рас сказывает мать. — Я, правда, заметила, что он весь какой-то возбужденный. Но он меня успокоил, что все нормально, и я легла спать. Когда женщина проснулась, Ивана не было. В прихожей горел свет, дверь была не заперта, а на столе лежали ключи.

— Я думала, что Ваня вышел на минутку. А потом соседка сказала, что слышала под утро крики. Я перепугалась, стала обзванивать его друзей, но никто ничего не знал. А днем мне позвонила родственница и сказала, что Ивана нашли в лесу. Уже на следующий день были задержаны и подозреваемые в жестоком убийстве: тот самый милиционер Демин, которому звонила Наталья, и его товарищ Васильев, бывший сотрудник милиции.

Продолжение истории — в журнале «СН. Сельская новь» № 11, ноябрь 2009 г.