Когда свой дом становится чужим

В деревне Смагино кипят жилищно-коммунальные страсти. Пенсионеры шлют жалобы в прокуратуры и суды. Руководство местного СПК требует выкупать жилье, которое с некоторых пор находится на балансе хозяйства. Да вот беда - у стариков нет денег, а ведь они прожили в своих домах и квартирах не один десяток лет.

- Я двадцать три года проработала в колхозе, - возмущается 68-летняя жительница Смагино Татьяна Филиппова. - Все терпела: голод, холод, отсутствие денег…. Колхоз ведь нам что выделил? Пустые сборно-щелевые коробки. Без рам, дверей, раковин. Строили свои дома сами. Крыши перекрывали, стены утепляли, водопровод провели и на свои деньги содержим. А теперь оказалось, что мне мой дом не принадлежит.

В начале этого года Филиппова и десятки других пенсионеров получили уведомления из правления СПК «Климушинский», которые повергли их в шок: «Предоставляем вам первоочередное право выкупа квартиры, расположенной по адресу… Ответ о принятом вами решении просим выслать в письменном виде в пятидневный срок… В случае отказа от выкупа жилого помещения или в случае отсутствия письменного ответа на данное предложение в указанный срок квартира будет продана третьим лицам».

Поначалу предполагалось, что старики будут платить за дома по 150-200 тысяч с человека! Но в марте цена еще выросла. На собрании членов СПК было принято решение в связи с мировым кризисом увеличить размер выкупа на 50%. «За» проголосовало 16 человек (четверо из них - члены правления). Четыре участника собрания высказались против. Таким образом, климушинским пенсионерам придется теперь искать по 250-300 тысяч рублей.

Для пожилых людей с пенсией 2- 3 тысячи - деньги неподъемные. Однако руководитель предприятия Станислав Чашин так не считает.

- В городе такие дома стоят в два-три раза больше. Почему я должен отдавать их за бесценок? А скидки мы делаем: за каждый год, проработанный в колхозе, вычитаем одну тысячу рублей.

О том, что его нынешнее предприятие никогда ничего не строило, председатель не заикается.

В советские годы в этих краях работало другое сельхозпредприятие - колхоз имени Ленина. Там выращивали хлеб, держали коров, строили дома. Возможность получить свою жилплощадь и привлекала работников со всей области. Дав обязательство отработать 10 лет, колхозники становились новоселами. Но времена изменились. От колхоза имени Ленина «отпочковалось» СПК «Климушинский». Те, кто остался в головном хозяйстве, приватизировали некогда служебное жилье бесплатно. А «климушинские» не смогли. Потому что когда руководители сельхозпредприятий передавали оставшийся жилой колхозный фонд на баланс сельских поселений, председатель Чашин не торопился и устанавливал свои правила игры.



Продолжение статьи и комментарии юриста читайте в журнале "Сельская новь" № 7/2009