Сергей Образцов: жизнь и куклы

«Куклы — счастье чудаков...»

Жизнь великого кукольника Сергея Образцова была полна интереснейших событий. Не удивительно, что ему не раз предлагали: «Давайте мы напишем о вас книгу… или снимем фильм…» На что Сергей Владимирович неизменно отвечал: «Отличная идея, я напишу такую книгу сам». Или: «Я сниму такой фильм сам». И он действительно многое сам рассказал о себе. Но попробуйте найти его замечательную книгу «По ступенькам памяти» — она давно стала библиографической редкостью. Как и другие три его книги. Не найти и его нашумевший публицистический фильм «Кому он нужен, этот Васька?». К счастью, близкие люди бережно хранят воспоминания о нем и продолжают его традиции. Среди них — внучка Сергея Владимировича, заслуженная артистка России Екатерина Образцова.

Наша справка

Сергей ОбразцовСергей Владимирович Образцов (1901-1992) — советский театральный и общественный деятель, актер, режиссер и теоретик театра кукол, педагог, художник, писатель, киносценарист. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Беспартийный. Родился, жил и умер в Москве. Оказал огромное влияние на развитие театра кукол ХХ века.

На эстраде выступал с 1921 года, стал звездой первой величины благодаря созданному им жанру «романсы с куклами». В 1931 году основал и возглавил Государственный центральный театр кукол (ныне академический) при Народном комиссариате просвещения. В 1937 году открыл при театре Музей театральных кукол. Был президентом Международного союза кукольных театров. Среди множества наград, которыми отмечен его труд, есть одна — возможно, самая говорящая: польский орден Улыбки…

В Москве, в Глинищевском переулке, дом 5/7, в квартире 97, где больше 50 лет жил и работал Образцов, открыт мемориальный музей-квартира. Здесь хранится его уникальная частная коллекция. Она включает обширную библиотеку и почти две тысячи предметов — театральные маски и куклы, старинные механические театры-автоматы XVIII-XIX веков, другие экзотические, редкие и просто необычные вещи. Похоронен Образцов на Новодевичьем кладбище. В 2006 году рядом с театром его имени установлен памятник Сергею Владимировичу.

— Екатерина Михайловна, вы режиссер Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова. Получается, пошли по стопам дедушки?

— Дедушка был гениальным человеком, я обожала и его, и его театр, но вовсе не собиралась идти по чьим-то стопам. Я училась в математической школе. Мечтала стать археологом. Работала актрисой в драматическом театре «Сфера», кинорежиссером на студии «Союзмультфильм»… В театр кукол пришла, когда его создателя уже не стало. Просто раздался звонок от одного из руководителей этого коллектива с предложением поставить спектакль любой! Я пригласила замечательного художника Алимова и с ним поставила «Пиковую даму». Почему Сергея Александровича? Именно он когда-то меня упрекал: «Почему, Катя, вы не работаете у дедушки? Стыдно бросать этот театр!»

— Но наверное, дедушка дал вам и что-то такое, что вам потом помогло в жизни?

— Он никогда меня не учил: «Делай то-то и так-то». Напротив: «Делай как знаешь. Всегда готов посоветовать, но делать будешь сама…» Вообще-то, поначалу дед был почти недосягаем для меня. Театр, сольные концерты, фильмы, книги поглощали его целиком. Но раз в месяц происходил так называемый объезд родственников: дедушка объезжал всех, и тот, кого он в этот день навещал последним, устраивал ужин. Часто это происходило у нас, и тогда я участвовала в генеральной уборке квартиры — мне поручали стирать пыль. Помню, что иногда «объезд» срывался, и я очень огорчалась.

А потом мы с мамой перебрались в соседнюю с дедушкиной квартиру. И мы с ним стали большими друзьями. Конечно, жизнь рядом с дедушкой меня многому научила. Допустим, такая мелочь: я вернулась в плохом настроении. Дедушка сразу: «Что с тобой, что за вид?» «У меня плохое настроение». «Кать, самое неинтеллигентное в жизни — показывать свое настроение. Ведь никто из нас не виноват в твоем настроении». Или кто-то при нем пожалуется: «Ой, спину ломит, наверное, к дождю». Он: «Какие вы странные. Вот у меня ничего не ломит. Дождь — беру зонтик, холодно надеваю дубленку, жарко — снимаю. Какие проблемы?»

— Проблемы, видимо, начались, когда вы переступили порог театра уже не как внучка его основателя и дочка его ведущей артистки, а как равноправный член коллектива?

— Когда пришла, все для меня были тетя Вера, тетя Таня, тетя Оля… Как будто и не покидала театра, в котором все знаменитые спектакли смотрела в детстве, стоя за кулисами (маме не с кем было оставить меня вечером). То и дело запиналась: «Тетя Вера… извините, Вера Федоровна!» Я знала этих людей и жизнь театра с раннего детства, и вдруг и люди, и жизнь повернулись ко мне другой стороной… Надо было выстраивать новые отношения. Много ошибок сделала, пока все не встало на свое место. Труднее всего давались компромиссы. Это во мне от природы. И дедушка был таким.

— Однако за плечами Сергея Владимировича был непростой опыт общения с сильными мира сего, в том числе и со Сталиным.

— Да, дед только перед Сталиным выступал 22 раза. Иосиф Виссарионович очень любил его сольный номер «Хабанера», пародирующий оперу «Кармен». Дед рассказывал, что Сталин однажды приехал на концерт уже после того, как он отыграл «Хабанеру». И попросил повторить номер. Дед сыграл второй раз…

На торжественных приемах Сталин не раз подходил к деду с бокалом, чокался и называл своим другом. Дед говорил, что ему, конечно, было приятно, но и тревожно, поскольку он знал, какой трагической была судьба многих друзей вождя. Дед вспоминал один прием в Кремле. Именитые люди поднимали тосты за Сталина. А за дедушкиным столом обстановка была неформальной — громко общались, весело смеялись, здравиц не говорили… Подошел официант и, делая вид, что убирает посуду, тихо предупредил: «Осторожнее, Сергей Владимирович, на вас нехорошо смотрят». После приема дома приготовили чемоданчик с самыми нужными вещами. Всю ночь ждали «гостей». Но пронесло.

Продолжение беседы читайте в журнале «Сельская новь» № 7, июль 2011 г.