Агробизнес, развитие сельского хозяйства

Агробизнес – русская рулетка?

Принятые в июле этого года федеральный бюджет и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008-2012 годы) вызвали в обществе разные, зачастую полярные мнения: от высказываний федеральных министров о том, что поддержка сельского хозяйства беспрецедентная, до проведения в 22 регионах публичных акций под лозунгом «Аграрный бюджет - позор России». Что же ждет селян в ближайшие годы?
Об этом размышляет Вячеслав Телегин.

Если судить по названиям разделов программы - «Устойчивое развитие сельских территорий», «Повышение уровня жизни сельского населения», «Повышение конкурентоспособности отечественной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства», «Сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов», - сельское хозяйство будет развиваться и процветать. Если же вникнуть в содержание, то в лучшем случае произойдет сглаживание губительных для нашего села проблем. Главная из них - бедность селян, в том числе и работающих.

В основных задачах госпрограммы об этом ни слова, а в тексте - одна скромная строчка: «Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году повысятся относительно 2006 года в 2,5 раза». Значит, вместо 3,1 тысячи рублей, как это было в прошлом году, через пять лет зарплата составит 7,75 тысячи рублей при нынешнем среднем по стране показателе 10,4 тысячи рублей. Другими словами, были нищими, нищими и останетесь.Теперь об обустройстве сельских территорий. Планируется обеспечить к 2012 году питьевой водой 66 процентов, а природным газом - 60 процентов домов сельского населения, увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли. То есть получается, что примерно 15 миллионов селян как жили без воды и газа до госпрограммы, так и останутся без них и после нее, а строительство жилья будет осуществляться с использованием механизмов ипотечного кредитования. Возникает вопрос: а можно ли брать ипотечные кредиты при таких-то доходах? Может, лучше сразу в город рвануть на все готовенькое, там и зарплата в три раза выше, школу не закроют, опять же асфальт, связь хорошая да и «скорая» приедет вовремя. Нет, не заманишь на село молодежь той программной перспективой, которая нарисована в госдокументах с громкими названиями.

Следующая цель, намеченная в госпрограмме, - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения с охватом в 2012 году 95 процентов органов управления АПК в регионах, привлечения союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики. Сразу возникает недоумение: а где решение проблем отвода и регистрации земельных участков, регулирования земельных отношений, разоряющего крестьян диспаритета цен, уровня государственной поддержки наших сельхозтоваропроизводителей, получающих ее, по сравнению с западными странами, в десятки раз меньше? И наконец, почему отсутствует в целевых показателях обеспечение продовольственной безопасности страны, не говорится о том, как ее достигнуть и за счет чего? Вопросов много, а ответов, к сожалению, нет.Финансовую устойчивость сельского хозяйства планируется повысить за счет мер по расширению доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышения удельного веса застрахованных площадей до 40 процентов. Этого явно недостаточно. Льготный кредит - это все равно кредит, который надо возвращать.

А когда просчитать точно даже годовой бизнес-план в хозяйстве невозможно как раз из-за финансовой неустойчивости, то можешь стать и банкротом. Что и происходит сейчас в реальности. Взять хотя бы свиноводство. В текущем году цены упали до 30 рублей за килограмм в убойном весе! А зерно подскочило до 5 тысяч рублей за тонну. Кто рискнет предположить и спрогнозировать, какими цены будут через три месяца, полгода, год? Вот такой наш российский агробизнес - не лучше русской рулетки.Посмотрим, как же в программе решается проблема регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки. На финансовое обеспечение программных мероприятий по регулированию рынка зерна из федерального бюджета планируется израсходовать в 2008 году 1,36 миллиарда рублей с увеличением к 2012 году до 1,501 миллиарда рублей. По ценам нынешнего года этих денег хватит на закупку государством около 280 тысяч тонн зерновых, что составляет около 0,35 процента от валового производства в стране. Интересно, специалист с какой квалификацией просчитывал этот раздел и как это может повлиять на цены зернового рынка?В результате таких подходов объем финансирования непосредственно на сельское хозяйство и социальные проблемы села составит в 2008 году 0,54 процента расходной части бюджета - такого не было даже в войну. Этого не хватит и на выживание, не то что на подъем.

По оценкам ученых, сделанным еще в 2005 году, из АПК только за счет диспаритета цен на ГСМ, энергоресурсы и зерно ежегодно изымалось 120 миллиардов рублей, а в целом по отрасли - более 200 миллиардов. А общая стоимость госпрограммы на период с 2008 по 2012 год составит: из федерального бюджета - 551,3 миллиарда рублей, а из бюджетов субъектов РФ - 544,3 миллиарда. Простые подсчеты показывают, что никакой реальной поддержки село не получит. Возвращается то, что изымается у крестьян. Вот такой бюджет развития! И каждый год доля аграрного бюджета сокращается.Вывод: с такой госпрограммой, с таким бюджетом нас ждет банкротство отрасли, приговор крестьянству. Правительство не понимает серьезности сложившейся ситуации либо не хочет обращать внимание на это. В результате наша страна уже лишилась продовольственной безопасности, так как производит менее 70 процентов продуктов питания, а по официальным расчетам ООН, это предел для любого государства. И ситуация ухудшается из года в год. В государственной программе планируется увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции к 2012 году на 23,4 процента.

Для сравнения: рост импорта только в 2006 году составил 24 процента и будет увеличиваться, по прогнозам правительства, на 20 процентов ежегодно. Вот результаты проводимой агропродовольственной политики. Не случайно стали дорожать зерно и хлеб. На очереди молоко, мясо. Когда добьем свое село, импорт начнет дорожать в разы, а ответить будет нечем. Картина неприглядная, удручающая, но выход есть. Аграрная партия России видит его в объединении крестьян. Надо научиться лоббировать свои интересы на всех уровнях власти: от сельсовета и до Государственной думы. Можно много спорить о проблемах села, но в итоге они решаются людьми, голосующими за ту или иную позицию. Поэтому давайте вместе продвигать во власть наших представителей, знающих о бедах и умеющих отстоять политическую волю российских крестьян. Давайте на деле исполнять заветы великого полевода России, народного академика Терентия Семеновича Мальцева: «Ищите людей, которые болеют за Родину, болеют за землю, болеют за спокойную жизнь, за мир, за честный труд».

Визитная карточка

Вячеслав Владимирович Телегин родился 21 августа 1957 года в г. Красный Кут Саратовской области. В 1979 году окончил с отличием Саратовский сельскохозяйственный институт по специальности агрономия. Работал агрономом орошаемого земледелия, агрономом-семеноводом. С апреля 1991 года и по настоящее время является главой крестьянского хозяйства «Живица» Краснокутского района. В 1996 году был избран председателем Краснокутской районной ассоциации КФХ, а в 2002 году - председателем областного Совета ассоциации «Возрождение» Саратовской области, где и работает в настоящее время. В апреле 2005 года избран председателем совета АККОР. С мая 2006 года - заместитель председателя Аграрной партии России.

Комментариев нет.