Цены на продовольствие

Почему дорожают продукты

Что такое инфляция - каждый из нас ощущает на себе. Цены, особенно на продовольствие, с начала года значительно выросли. Резко подорожали сахар, мясо, овощи и фрукты. А в целом стоимость довольно скудного минимального набора продуктов питания увеличилась за два последних года (с ноября 2003 года) на треть, то есть с 1056 до 1406,7 рублей. Особенно трудно малоимущим. У каждого седьмого-восьмого жителя страны, если судить по опросам, денег на полноценное питание не хватает.

Почему растут цены на продовольствие? Что ожидает россиян в ближайшем будущем? Об этом наш корреспондент беседовал с генеральным директором Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрием Рылько.

- Дмитрий Николаевич, по данным, которые приводились на Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников, потребление продовольствия в России на душу населения снизилось с 1990 года на 22%, а расходы на приобретение пищи за тот же период выросли более чем на 16%. Рост этот, очевидно, будет продолжаться. С чем это связано?

- Рынок продовольствия не является изолированным, он реагирует на все изменения мирового рынка. Скажем, рост цен на нефтепродукты привел к тому, что во многих странах в качестве топлива стали использовать этанол. Он гораздо дешевле и безвреднее солярки. А сырьем для производства этанола служит тот же сахарный тростник. При нынешних ценах на ГСМ перерабатывать его на биотопливо оказалось выгоднее, чем производить сахар. В Бразилии, крупнейшем в мире производителе тростника, сейчас свыше половины выращенного идет на производство биоэтанола. На каждой заправке в этой стране предлагается выбор - заправиться смесью бензина и биоэтанола или чистым этанолом. Да и на экспорт они отправляют немало. А объем производства сахара снизился, и мировые цены сразу подскочили. Отреагировал на это и наш внутренний рынок. Сейчас ситуация стабилизировалась, оптовые цены даже снизились, и мы считаем, роста пока не будет.

- Однако, несмотря на все эти колебания, в рознице сахар только дорожает...

- Наша розничная торговля, к сожалению, не отличается гибкостью. Скажем, сейчас в связи с известными событиями оптовые цены на мясо птицы низкие. Птицефабрики работают практически себе в убыток. Но снижения цен в рознице не происходит.

- Так, может быть, пора и власть употребить, законодательно ограничив размер наценок для розничных продавцов?

- Жесткое администрирование - тупиковый путь в экономике, которая претендует на звание рыночной. Я в этом глубоко убежден. К тому же сразу найдется масса лазеек, для того чтобы формально занизить прибыль в рознице. Скажем, добавить в цепочку еще одного посредника.

- Но разве справедливо, когда в розничной цене на молоко доля крестьянина составляет всего около 30%, остальное достается переработчикам, посредникам и продавцам?

- Справедливость - неэкономическая категория. Тем не менее государство и в рыночной экономике обладает немалым набором средств, для того чтобы исправлять перекосы. Прежде всего это создание конкурентной среды. К сожалению, сегодня многие сегменты продовольственного рынка монополизированы, особенно в регионах. Создаются компании «под губернатора», они имеют определенные привилегии.Нельзя не сказать и о том, что сами производители у нас еще не научились отстаивать свои права. Ни ассоциации, ни иные общественные объединения крестьян, фермеров не являются сегодня влиятельной политической и экономической силой. Это печально, но это факт.С точки зрения экономики гораздо легче отстаивать свои интересы не каждому производителю по отдельности, а их объединениям.

Такой опыт в виде фермерских кооперативов, сбытовых ассоциаций и коллективных договоров распространен во всем мире. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и у нас планируется создание немалого количества подобных объединений, но для того чтобы они реально заработали, конечно, потребуется время.

- Стоимость минимального набора продуктов питания значительно разнится по регионам. Скажем, на Чукотке это 4814 рублей, в Камчатской области - 2599, в Магаданской - 2399. Самые дешевые наборы в Республике Чувашия - 1233 рубля, в Татарстане - 1265, в Курской области - 1275, Пензенской области - 1288. Чем объясняется столь значительный разрыв в стоимости одних и тех же продуктов?

- Такой разрыв объясняется и разницей в платежеспособности населения, и транспортными издержками, и уровнем региональной монополизации, о чем я уже сказал.Кроме того, в некоторых регионах власти находят возможность прямо или косвенно дотировать цены на социально значимые продукты питания, скажем на хлеб. Здесь есть плюсы и минусы. При отмене этих дотаций скачок цен оказывается более резким и более болезненным для населения.

- И все-таки не слишком ли мы зависим ныне от зарубежных поставщиков. Вот Аргентина, на долю которой приходится треть поставок импортной говядины в Россию, решила прекратить экспорт мяса. Никакой политической подоплеки тут нет. Просто аргентинское правительство заботится о кошельках своих граждан, которые пострадали от подорожания мяса на внутреннем рынке. А для россиян этот запрет будет иметь эффект бумеранга. По оценкам экспертов, говядина станет у нас прибавлять в цене по 5-10 процентов в месяц.

- Стремление соблюсти продовольственную независимость по всем позициям - это абсурд. Таких стран в мире просто не существует. Что-то у нас растет лучше, что-то хуже, что-то вообще не растет. Вот и надо сосредоточиться прежде всего на том, что нам удается. Таким путем пошла Бразилия, которую еще недавно сотрясали кризисы из-за гиперинфляции. Ныне же она стала одной из ведущих аграрных стран в мире. Так вот, Бразилия вовсю экспортирует сою, кукурузу, все виды мяса, фрукты и замороженные концентраты соков. Но закупает в соседней Аргентине, Канаде и других странах пшеницу в огромных количествах. И не стремится наращивать собственное производство пшеницы, успешно культивируя сою, кукурузу и другие профильные культуры. Оказывается, так выгоднее.

- Кстати, о зерне. Прогнозы на нынешний год, насколько я знаю, неоптимистичные...

- Все сугубо предварительно, и прогнозы еще не раз будут корректироваться. Пока мы предполагаем, что по итогам года валовый урожай зерновых сократится до 70-75 миллионов тонн вместо 78 млн года минувшего. Основные причины известны: небывалые морозы и гибель большей части озимых.Ясно, что цены на зерно будут на более высоких орбитах, чем в нынешнем году. Многое будет зависеть от урожая в соседней Украине и Казахстане, да и от общей ситуации в мире. Рынки-то взаимосвязаны. Что касается розничных цен на хлеб, макароны и другие продукты из зерна, они, к сожалению, у нас растут при росте цен на зерно, но не понижаются, когда зерно падает в цене. Хотя никаких оснований для паники относительно следующего сезона нет. Для обеспечения внутренних потребностей России зерна с избытком хватит.

- Дмитрий Николаевич, за каждым фактом подорожания того или иного продукта - свои причины. Но вот пресловутая история с солью, когда цены на нее взлетели до небес без всяких видимых оснований. Тут-то что?

- Это чисто психологический феномен. У нас страх, что вот-вот что-то надолго пропадет с прилавков, буквально в генах. С другой стороны, этот пример наглядно иллюстрирует, насколько тонкий механизм - этот самый продовольственный рынок, как чутко он реагирует на малейшие изменения спроса. Правда, опять-таки только в сторону роста цен. Даже те незначительные прибавки к пенсии, которые иногда происходят, тут же ведут к подорожанию основных продуктов питания. Возможно, как раз в силу их незначительности. Ну что серьезное можно приобрести за 150-200 рублей? Только дополнительный кусок колбасы или несколько пакетов молока. Вот и несут люди эти деньги на продовольственный рынок. В масштабах страны средства набегают довольно значительные. Да и в целом денежная масса в России сегодня довольно велика. Как она распределена - это другой вопрос, но то, что она давит на рынок, в том числе продовольствия, бесспорно. Так что снижения цен на основные продукты питания нам ожидать не приходится. Следовательно, остается одно - стремиться больше зарабатывать.

 
Институт конъюнктуры аграрного рынка
Почтовый адрес: 109428, Москва, 2-я Институтская ул., д. 6.
Тел./факс (495) 232-90-07.