Хлебу приказали дешеветь

Что стоит за повышением цен на продукты питания.

Послушать исполнительного директора Союза независимых торговых сетей России Александра Мальчевского, так в нынешнем повышении цен, а также в загадочном исчезновении некоторых продуктов питания с прилавков виноваты исключительно мы, журналисты. Написали, никого не спросясь, что нет гречки в магазинах, вот ее и не стало...

хлеборобыИзвините, не верю. Даже если все газеты страны напишут самым крупным шрифтом, что уровень коррупции снижается, а чиновники больше не врут народу, взятки и вранье, увы, по-прежнему будут процветать. Журналистам, в отличие от большого начальства, продовольственные пакеты на дом не привозят, мы, как все обычные люди, сами ходим в магазины и знаем по собственному опыту и кошельку, что цены действительно растут, а гречки и вправду на прилавках нет (по крайней мере, когда писались эти строки, ее не было). Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить.

В то же время президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявляет, что цены на хлеб в России в 2010 году должны бы даже немного снизиться, поскольку снижена цена на зерно. По его словам, «никаких объективных причин для того, чтобы увеличивать цены или хотя бы удерживать их на текущем уровне, нет». Резкое падение цен на зерно и муку, равно как и их вздорожание, по словам Злочевского, не может особо отразиться на цене хлеба. Потому что, во-первых, доля самого зерна в буханке составляет не больше 12 процентов, а во-вторых, хлеб — продукт социальный, и государство имеет право следить за изменением цен. Однако хлеб все-таки подорожал, и в большинстве регионов существенно.

Если еще летом только один из многочисленных видов хлебобулочных изделий в магазине возле моего дома стоил больше 20 рублей, то теперь эту знаковую высоту преодолел почти весь ассортимент хлеба. А следом или даже одномоментно стали как на дрожжах расти и цены на самые ходовые продовольственные товары, и в первую очередь на крупы. Впрочем, факт этот заметили в Кремле. Устроили чиновникам показательный разнос, хлебу «приказали дешеветь» и обязали Федеральную антимонопольную службу (ФАС) действовать решительнее и строже. Всю осень отчеты из регионов походили на боевые сводки с полей сражений.

Вот лишь малая толика информации с новостных лент.

Пять предприятий, действующих в городе Великие Луки, синхронно подняли цены на хлебобулочные изделия на 12 процентов. И были обвинены в сговоре. Приказом руководителя псковского УФАС возбуждено дело по признакам нарушения этими предприятиями статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Во Владимирской области два местных предприятия — владимирский и вязниковский хлебокомбинаты — были обвинены в сговоре после повышения цен на хлеб. И это несмотря на то, что владимирская прокуратура в ходе совместной с УФАС проверки соблюдения требований законодательства в сфере регулирования цен на продукты питания выявила, что повышение цен объясняется в основном тем, что зерно приходится закупать за пределами области.

Председатель областной гильдии хлебопеков, руководитель ОАО «Владимирский хлебокомбинат» Владимир Шинкарев специально приехал в Москву, пытаясь доказать, что дела на его предприятии идут не только не хуже, но даже лучше, чем на других хлебокомбинатах. Его предприятие модернизируется, производительность труда растет. Однако метка, как говорится, поставлена и неприятностей, видимо, не избежать. Можно привести еще немало подобных примеров по разным регионам России. Но справедливо ли причиной взлета цен всегда считать исключительно сговор? Не стоит ли поискать и другие причины роста цен, а заодно и иные методы регулирования потребительского рынка? Ибо очевидно, что одним простым замораживанием цен всех проблем не решишь.

Да, безусловно, государство должно более активно вмешиваться в процессы, происходящие на продовольственном рынке страны. Но не только с помощью антимонопольной службы и прокуратуры. Цены на продовольствие повышаются вслед за ростом цен на электроэнергию, нефтепродукты, газ, железнодорожные перевозки. И этот процесс государству так и не удается остановить. А в нынешнем году ситуация обострилась в связи с введением эмбарго на вывоз зерна за рубеж. И хотя прозвучали официальные заверения, что зерна в России с учетом государственных запасов достаточно, чтобы пережить год без проблем, народ, привычно не доверяя власти, кинулся в магазины скупать то, что можно сохранить подольше. «Жертвой» покупательского ажиотажа стала гречневая крупа. А дальше все пошлопоехало по цепочке...

Продолжение статьи читайте в журнале «Сельская новь» № 11, ноябрь 2010 г.