Импорт мяса птицы

«Летим с одним крылом...»

О «ножках Буша» слышали все. Да что там слышали - ели. Еще недавно ими были завалены все прилавки. И не мудрено. Скажем, в 1997 году импорт мяса птицы составлял почти 65 процентов российского рынка. Нынче картина несколько иная: отечественные птицеводы отвоевали себе уже чуть больше половины рынка. Именно отвоевали. Борьба идет жесткая, бескомпромиссная, ведь на кону около 700 миллионов долларов, которые Россия ежегодно тратит на импорт курятины, инвестируя таким образом экономику США, Бразилии и других стран-импортеров.О ситуации в отрасли мы беседуем с первым вице-президентом Российской академии сельхознаук, президентом Росптицесоюза Владимиром Фисининым. Институт птицеводства он возглавил в тридцать один год, и по сути, создал свою школу. А еще академик на своем дачном участке выращивает розы.
Но не о розах у нас шел разговор, а все больше о шипах, препятствующих развитию отечественного птицеводства.

- Владимир Иванович, о чем, собственно, тревога? Ни один сектор сельского хозяйства не развивается сегодня такими темпами, как птицеводство. Ежегодный прирост составляет 12 процентов, а в нынешнем году, скорее всего, будет и больше...
- К тому же надо помнить, из какой ямы мы выбрались. Судите сами. Если в 1990 году в РФ на душу населения производилось по 12,4 килограмма мяса птицы, то, скажем, в 1997-м - только 4,3.

- Прилавки, однако, не опустели...
- Их тут же заполнил импорт, увеличившийся с начала тех же девяностых в двадцать четыре раза. Не секрет, что американская продукция дешевле нашей, и поначалу, пока люди не разобрались, что к чему, пользовалась бешеным спросом. Дело в том, что США борется за здоровье нации, предпочтительный спрос там на так называемое белое мясо, то есть грудку, филе. А куриные окорочка в силу высокого содержания жиров, в основном отправляют на экспорт в развивающиеся страны, в Россию. При этом цена на белое мясо фактически полностью покрывает все затраты на тушку, так что окорочка - доход дополнительный. И какой доход! Золотой дождь сыплется и на тех, кто реализует «ножки Буша» внутри России, ведь цена их на прилавке, как минимум, в три-четыре раза превышает контрактную с учетом таможенной пошлины. А если прибавить сюда контрабанду, текущую через Белоруссию и Калининград... Можете представить себе, сколь мощное лобби стоит за спиной тех, кто хотел бы убрать любые ограничения для импорта.

- А разве отечественные птицеводы сегодня в состоянии обеспечить потребности населения?
- Сегодня нет. Мы пока не вышли даже на уровень 1990 года. Но вот уже семь последних лет отрасль уверенно растет. Мы сохранили свой кадровый научный и производственный потенциал. Нелишне заметить, что прирост достигается в основном за счет использования высокопродуктивных кроссов, а также за счет применения современных технологий содержания и кормления птицы. Среднесуточный привес бройлеров ныне составляет 41 грамм, что практически вдвое выше уровня 1990 года. В нашей «Отраслевой целевой программе развития птицеводства в 2005-2007 годах и на период до 2010 года» поставлена цель обеспечить потребление отечественного куриного мяса на душу населения в 2007 году - 13, а в 2010-м - 15,6 килограмма. При введении некоторых ограничений по ввозу импортной птицеводческой продукции цифры эти вполне реальны.

- А что плохого в конкуренции с зарубежными производителями?
- В конкуренции вообще ничего плохого нет, если она честная. Мы ведь существуем в совершенно иных условиях, чем наши иностранные коллеги. Там, образно говоря, у отрасли два крыла: частный интерес и государственная поддержка. А мы пока летим с одним... Субсидиями и дотациями государство нас не балует, а тот же пресловутый диспаритет цен просто чудовищен. Скажем, цены на корма к уровню 1990 года выросли в 30 раз, на электроэнергию - в 100 раз, газ - в 28 раз, в то время как потребительская цена на мясо птицы повысилась только в 19,5 раза, а на яйцо - в 21 раз. Никто и никогда во власти даже не заговаривал о компенсировании отрасли столь огромных потерь. Между тем всем известно, что в странах-импортерах существуют субсидии на производство зерна, на электроэнергию, что стимулирует производство и позволяет импортерам поставлять на российский рынок продукцию фактически по демпинговым ценам. Какая же тут конкуренция?Американцы едва ли не молятся на свою курицу, несущую им золотые яйца. Президент Буш неоднократно звонил своему российскому коллеге, едва возникали какие-либо проблемы с поставками их курятины в нашу страну. Вот это государственный подход! Нельзя забывать и о том, что в отрасли сейчас занято около полумиллиона человек. Кому нужно, чтобы они стали безработными в результате недобросовестной конкуренции?

- А птичий грипп, о котором сегодня так много говорят и пишут, не является ли он инструментом все той же недобросовестной конкуренции?
- Спекуляций на эту тему хватает. Реальность же такова: в России заболеваемость птиц носит локальный, очаговый характер. По каждому такому случаю власти немедленно принимают жесточайшие карантинные меры. Усилен контроль за качеством продукции, она безопасна для потребителя. Между прочим, в мире достоверно не установлено еще ни одного случая непосредственного заражения человека от птиц. Ну а то, что «птичий грипп» пытаются сделать аргументом в борьбе за российский рынок, очевидно. Доходит до абсурда. Вот Евросоюз запретил поставки из России. А мы и до этого никогда птицу в страны Евросоюза не поставляли. Зато на переговорах о вступлении нашей страны в ВТО американская сторона потребовала от России отменить ветеринарный контроль на экспортируемое из США птичье мясо и передать это право своему Минсельхозу. Мне кажется, правительству в такой ситуации следует проявить твердость и отстоять интересы отечественных производителей и потребителей.

- В правительстве вас понимают?
- Нельзя сказать, что совсем не понимают. В 2003 году было принято постановление «О мерах по защите российского птицеводства», давшее дополнительные стимулы развитию отрасли. Но к сожалению, политика эта непоследовательна. Министерством экономического развития подготовлен проект постановления, в соответствии с которым к 2009 году поставки импортного мяса птицы увеличатся на 200 тысяч тонн. Это никак не увязывается с планами роста отечественного производства. А ведь ускоренное развитие нашей отрасли как локомотив могло бы двинуть и развитие смежных отраслей, производящих технологическое оборудование, комбикорма, ветпрепараты. Но экономическая целесообразность приносится в жертву каким-то политическим целям - в частности, разменивается на благосклонность Запада при вступлении России в ВТО. Вступать надо, но не такой же ценой.

- Владимир Иванович, мы уже выяснили, что цена отечественного куриного мяса в силу объективных причин выше импортного. Какие же в таком случае конкурентные преимущества у российского продукта? На чем основан ваш оптимизм?
- Главное преимущество - качество самого мяса. В отличие от импортеров, отечественные производители поставляют на рынок в основном не замороженную, а охлажденную продукцию. Расширяется ассортимент деликатесных и диетических продуктов с пониженным содержанием жиров. На прилавках ныне свыше 150 наименований полуфабрикатов из мяса птицы - как натуральных, так и рубленых, с различными обсыпками и панировками.Нелишне заметить, что на Западе в рационе птицы используется больше синтетических продуктов, в частности аминокислот, заменителей белка. У нас же основой рациона являются зерновые корма, используется также травяная мука.Так что оптимизм наш оправдан, и цели свои мы реализуем. Лишь бы не мешали...