Инвестор: хозяин или хищник?


«Есть ли в вашем селе инвесторы, ставшие хозяевами сельхозпредприятий? Как вы считаете, их роль в жизни села положительная или отрицательная?» Эти вопросы наши корреспонденты задавали сельским жителям разных регионов страны.

ИнвесторыАСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Владимир Кузьмин, с. Черный Яр:

— Инвестиции в село, конечно, благо. Во-первых, это создание рабочих мест, стабильные заработки и перспектива для молодежи, а значит и для будущего села. Но только в том случае, если инвесторы не скупают сельхозугодья ради того, чтобы выгодно вложить «бабки» — сберечь их от инфляции и кризиса. А таких немало по всей стране. Вот пример: в прошлом году инвесторы из Волгограда приобрели в селе Поды разваливающееся хозяйство «Волна революции». Обещали занять под зерновые огромные площади, купить новую технику из Канады. Но пока только вывезли металл на реализацию, никакой другой деятельности не видно. Правда, есть и другой пример. В нашем районе находится знаменитое на всю область крестьянско-фермерское хозяйство А. Саблина. Хозяйство производит плодоовощную консервированную продукцию. Качество отменное. За несколько лет фермер так развернулся, что его хозяйство привлекло инвесторов. Теперь Саблин планирует вложить в производство 264 миллиона рублей частных инвестиций.

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Леонид Шмаков, Башкирский сельский совет:

— У меня отношение к инвесторам двоякое. И для этого есть основания. Начну с того, что в нашем когда-то большом и крепком селе, где были колхоз и ремонтно-техническое предприятие, никакого производства на сегодняшний день не осталось. Так его «спасла» парочка активных городских парней: технику и оборудование увели на сторону, и остались сельчане только с земельными наделами. А что с ними делать без техники? Но в последнее время провели конкурс на аренду паев, выиграли его два предприятия — АО «Степное» и агрохолдинг «Кургансемена». И нужно отдать им должное: они помогли крестьянам размежевать и юридически оформить землю, заключили договоры на аренду, платят за хозяев наделов налог, дивиденды выплачивают аккуратно — где зерном, где рублем, это уже по желанию хозяина земли.

Я, глава сельсовета, частенько иду к инвесторам на поклон: прошу помочь детскому саду или поучаствовать в проведении праздников. Спасибо, оба не отказывают. Но есть и другая сторона этого дела. Налоги оба предприятия платят не в наш сельский бюджет, потому что одно зарегистрировано в райцентре, другое в городе. Но и это еще не все. Не берут они наших мужиков на работу!

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Евгения Копейкина, ст. Новорождественская:

— Наши инвесторы прибыли из Москвы с бешеными деньгами. Всех тонкостей приобретения ими нашего хозяйства я не знаю, но землю, то есть паи, они арендуют у наших крестьян и платят за нее неплохо: 1,2 тонны зерна, сахар, растительное масло. Применяют современную импортную технику, агротехника на высочайшем уровне. И своим работникам платят хорошо. Только вот вопрос: сколько станичников получили у них работу? Десятка два, не больше, остальные — а это несколько сотен человек — остались за бортом. Да им больше работников и не нужно, для успешного ведения хозяйства на такой- то мощной технике и этих достаточно. И с точки зрения бизнеса они ведут себя разумно, не допускают никаких лишних затрат. 

Так какие у меня возражения? Первое: бизнес свой они строят на том, что дает быструю отдачу — это зерно и подсолнечник. Ни животноводством, ни садоводством заниматься не собираются. А ведь в колхозе было семь молочно-товарных ферм, здесь-то и работала основная часть населения станицы. Теперь же эти люди, оставшись без работы, выживают как могут. Станица после прихода инвесторов стала жить хуже. Кто побойчее и трудолюбивее, выкручивается за счет того, что держит хозяйство. Второе мое возражение, или, может, соображение, такое.

На селе жизнь десятилетиями складывалась так, что сельхозпредприятия не только обеспечивали людей работой, но и несли социальную нагрузку. Теперь станица брошена на произвол судьбы: инвесторов ее социальное самочувствие не интересует, а у местной власти средств кот наплакал. Я думаю так: раз уж без инвесторов нам не обойтись, то власти, пуская их на наши земли, должны обговаривать условия, по которым те должны хозяйствовать. Например, иметь программы по трудоустройству людей. А по своему положению инвесторы на селе — чужаки, выкачают из земли все, что возможно, и поминай как звали.

Продолжение статьи читайте в журнале "СН. Сельская новь" за август 2009 г.