Жаловаться нужно уметь

С челобитной к губернатору

Отстаивать право на справедливость непросто везде, а тем более в российской глубинке. Особенно когда нет нужных связей, опыта хождения по инстанциям да и средств на междугородние звонки, поездки в райцентр или в область, на бесконечную переписку с чиновниками.

В последние годы граждан все чаще призывают искать справедливость в суде. Но многих пугает сама процедура судебной тяжбы, волокита судопроизводства и немыслимые сложности с исполнением судебных решений. И все же бороться за свои законные права нужно. Тем более что механизм подачи жалобы детально прописан в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». На вопрос «Куда бедному крестьянину податься?» можно ответить не только риторически («Стучите, и вам отворится»), но и конкретно: стучите в губернаторскую приемную. Посмотрим, например, как можно «постучаться» в администрацию Владимирской области.

Огромное, возведенное на искусственном холме белокаменное здание областной администрации возвышается над городом, как собор. К гигантской лестнице, ведущей к парадному входу, то и дело подъезжают дорогие автомобили. То какой-нибудь районный начальник с кожаной папкой под мышкой, чуть пригнув спину, пересчитывает на крутой лестнице почти 100 гранитных ступенек, то директор департамента степенно открывает дубовые двери, охраняемые двумя милицейскими чинами. У простого человека дух захватывает от всего этого великолепия, и он в нерешительности останавливается на ступеньках, раздумывая, не повернуть ли лучше домой. Тем же, кто решится войти в белокаменное здание со своей челобитной, подскажут, что «вам не сюда». Нужно повернуть за угол, где обнаружится неприметная с виду дверца, ведущая в приемную отдела по обращениям граждан. Вход в нее свободный, а перед кабинетом столоначальников есть даже специальная комната ожидания.

Большинство простых граждан, наверное, не подозревают о такой доступности властей предержащих, во всяком случае, в комнате ожидания не было не то что оживления, а вообще ни души. Но как заверила одна из чиновниц, «сегодня приходил один человек».

Если жалобщиков так мало, то одно из двух: либо в губернии все обстоит настолько хорошо, что и жаловаться-то не на что, либо жаловаться бесполезно. В первое верится с трудом. Значит, второе?

— Что вы, это вовсе не так, — возразил заведующий отделом по обращениям граждан администрации Владимирской области Анатолий Шаров, который уже много лет руководит подразделением по работе с населением. В его распоряжении четыре сотрудника, несколько кабинетов и очень много оргтехники. Он знает все тонкости делопроизводства и движения бумаг по инстанциям.

— Как правило, граждане хотят попасть сразу на прием к губернатору, — продолжил Анатолий Петрович, посмотрел на меня внимательно и произнес фразу, которую наверняка слышали все, кто хотел встретиться непременно с самим областным головой: — Но если губернатор будет принимать всех, то у него больше ни на что времени не останется.

Хотя в день моего знакомства с работой «отдела по обращениям» владимирский губернатор Николай Виноградов, как заверил Шаров, принял ни много ни мало 15 человек! Кроме высшего должностного лица области раз в месяц прием ведут его заместители, начальники департаментов и другие должностные лица. Но именно здесь, в приемной отдела по обращениям граждан, и решают, к кому из чиновников направить просителя. Или, возможно, прошение рассмотрят и без участия заявителя.

Полную версию статьи и справку редакции читайте в журнале «Сельская новь» № 12, декабрь 2010 г.