ЖКХ: живи как хочешь?

Забытые пионеры

В 80-х годах минувшего века под Волгоградом началась последняя в истории СССР грандиозная стройка — сооружение канала Волга — Дон-2. Люди, съехавшиеся сюда по призыву комсомола со всей страны, надеялись, что жизнь у них сложится хорошо. Через десять лет, когда уже не стало СССР, строительство внезапно заморозили. О людях, оставшихся здесь, забыли.

жкхЧеловек неместный наверняка решит, что это просто свалка, в лучшем случае кладбище металлолома. На самом деле это жилой поселок под названием Пионерный, просто вместо домов в нем — жуткого вида железные вагончики. Тут и живут семьи бывших строителей канала Волга — Дон-2.

К гостям жители вагончиков равнодушны. За долгие годы кто только не сочувствовал бывшим строителям канала: журналисты, чиновники всех мастей, просто любопытные... Стучать в двери вагончиков приходится громко и долго. Здесь никогда не было никакого отопления, поэтому, спасаясь от зимнего холода, люди так укрепили изнутри свои жилища, что стук в дверь почти не слышен. Несколько лет назад из-за этого в поселке случилась трагедия: ночью начался пожар и за полчаса сгорели пять времянок вместе со всем имуществом и документами. Соседи стучали друг другу в двери, но помешала самодельная звукоизоляция, и люди выбегали на улицу лишь в последний момент.

Прошлое лето словно ставило на жителях этого места жестокий эксперимент: когда на улице 430, проржавевшие металлические стены вагончиков — как раскаленные сковороды. Обитатели вагончиков по этому поводу грустно шутят: можно картошку жарить. Из всех благ цивилизации в поселке лишь электричество, да и его не было почти два года. Канализации нет — вместо туалета самодельные деревянные постройки, а нечистоты от стирок и готовок стекают вниз по улице. Воды тоже нет — чтобы попить, помыться, постирать или полить огород, приходится таскать воду из родника в 40 минутах ходьбы.

— Жить невыносимо, — говорит Татьяна Степанова.

30 лет назад она вместе с мужем приехала сюда из Ивановской области. Говорит, что подалась на грандиозную стройку потому, что мечтала быть полезной Родине. А еще мечтала получить на новом месте жилье, родить детей, поставить их на ноги. Вместо этого у Степановых — железная времянка без воды и канализации с провалившимися полами и ржавыми стенами, истрепанные нервы и хронический бронхит.

— Детей стараемся на лето куда-нибудь отправить в оздоровительный лагерь, к знакомым, хоть куда. Они в этих вагончиках от жары в обморок падают, а зимой из пневмоний не вылезают.

У Степановых двое детей и трое внуков. Старшая дочь с мужем живут в съемной квартире, все остальные члены семьи ходят к ним помыться в ванне — словно в другой мир. В 80-х годах таких, как Татьяна Степанова, было почти две сотни. Сейчас в вагончиках лишь несколько отчаявшихся семей.

Два года назад из Пионерного ушел сосед Степановых дядя Коля, сказал, что лучше бомжем скитаться, чем жить в таких условиях.

Продолжение статьи читайте в журнале "Сельская новь" № 2, февраль 2011 г.