Кредитный кооператив, кооператив сельскохозяйственный

Осилит идущий

К нынешнему положению российскую деревню привели две причины: отсутствие кредитов и невозможность сбыть произведенную продукцию. В последнее время ситуация меняется. Национальные проекты открыли крестьянам путь к денежным потокам. А на местах, к примеру в Хвастовичском районе Калужской области, спешно организуются кредитные и торгово-закупочные кооперативы.

Помогут ли они выздороветь деревне?

Эх, все бы это да лет пятнадцать назад. По крайней мере десять. Когда те люди, которые сегодня постарели, обессилели и отказываются не только от коров, но и от всякой скотины вообще, еще пытались выкарабкаться из бедности за счет своего подворья. Но у истории сослагательного наклонения не бывает. В любом случае, то, что делается сегодня в том же Хвастовичском районе Калужской области, заслуживает внимания и вселяет надежды. Это именно та лошадь, которую давно надо было впрягать в крестьянскую телегу. Только не слишком ли глубоко увязла телега в хлябине непродуманных аграрных реформ?

Денег куры не клюют

Сергей Харланов работал директором одного из местных заводов еще в советские времена. Потом завод продали частнику, и статус Харланова резко изменился: из какого-никакого хозяина (хоть и не собственника) он превратился в наемного работника, такого же, как и все прочие, только с большей долей ответственности. И очень этим тяготился, все повторял крылатое грибоедовское выражение: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Поэтому когда руководитель районной администрации Сергей Веденкин предложил ему возглавить первый в регионе кредитный кооператив «Содействие», долго не раздумывая, согласился, благо экономическое образование позволяло, а дело сулило стать перспективным.

Создавался кооператив волевым порядком. Веденкин, сняв шапку, бросил в нее тысячу рублей из собственного кошелька и пустил по кругу. Главам 16 сельских администраций не оставалось ничего другого, как последовать его примеру. Так формировался уставный капитал «Содействия». В качестве залога будущий председатель кооператива и глава одной из местных администраций предложили свою технику. 20 февраля 2006 года состоялось организационное собрание. Потом почти полтора месяца шла подготовительная работа: регистрация, открытие счетов, консультации с министерством сельского хозяйства Калужской области... И 14 апреля на расчетный счет «Содействия» из Россельхозбанка поступило 300 тысяч рублей - такую сумму его первоначального кредитного капитала определила конкурсная комиссия.

Деньги эти были выделены на целевые нужды - развитие личных подсобных хозяйств, газификацию домов, обустройство жилья, строительство животноводческих помещений, приобретение сельхозтехники, скота, птицы, семян. Поступить-то они поступили, но люди за кредитами в очередь не выстраивались - боялись. Нужен был пример, и Сергей Харланов лично показал его, взяв первый кредит - 50 тысяч. Купил на них бычка, поросят, семена картофеля, сено, комбикорма. За ним кредит в 70 тысяч рублей оформил Александр Воробьев - руководитель коллективного фермерского хозяйства. Уже потом стали поступать заявки и от владельцев личных подворий. С июля пошел оборот - в пределах 100 тысяч рублей в месяц. За год выдали людям более миллиона рублей. То есть деньги, выделенные Россельхозбанком, обернулись три раза. Кредиты выдавали под 14 процентов годовых, необременительных для крестьянина, потому как процент этот субсидируется в соответствии с национальным проектом.

С получением субсидий проблем нет. Заемщики подают Харламову документы о том, что кредитные деньги ими использованы по назначению. Председатель кооператива едет с этими бумагами в кредитный отдел министерства сельского хозяйства области, и через некоторое время на расчетный счет кредиторов поступают деньги. И все же первый год закончили без прибыли. А деньги-то возвратные. Поэтому, чтобы укрепиться и нарастить кредитный портфель, начали привлекать личные сбережения граждан. Дело в том, что развернуться шире мешают недоработки в законодательстве. По существующему еще от 1995 года закону кредитные кооперативы являются некоммерческими организациями и получение прибыли не является их целью, так прямо об этом в уставе и сказано. То есть прибыли иметь не смей, а развиваться надо. Вот и стали выкручиваться, работая как мини-банк или касса взаимопомощи. Правда, пока лишь один человек решился внести свои кровные сбережения на счета кредитного кооператива, но главное - начать.

Эти средства уже могут быть использованы на развитие не только личных подсобных хозяйств, но и малого бизнеса. У населения берут деньги под 13 процентов годовых, выдают предпринимателям под 17: стройте магазины, закупайте товар. Казалось бы, зачем городить огород и создавать с нуля какие-то дополнительные кредитные кооперативы, когда иди в Россельхозбанк и получай деньги на те же цели. Оказывается, все не так просто. Своих отделений калужское представительство Россельхозбанка в районах до сих пор не создало, а до Калуги от Хвастовичей не ближний свет, километров 400 на кардан намотаешь. К тому же в кооперативе получить деньги легче, чем в банке. Для этого нужны лишь справки, что ты живешь в этом селе, ведешь хозяйство, имеешь собственность, которую можно рассматривать в качестве залога (в основном это личный транспорт), заявление да поручение кого-то из членов кооператива. Все. А банк требует пакет документов из 18 различных бумаг. Фермер Александр Воробьев три месяца проездил в Калугу и плюнул.

А здесь, выплатив один кредит, взял новый и собирается брать еще. - Подобные кооперативы создаются в крупных селах - Красном, Бояновичах - или группах сел, - говорит глава Хвастовичского района Сергей Веденкин. - Есть мнение, что там следовало бы создавать не отдельные маленькие кооперативчики, а филиалы уже имеющегося кооператива «Содействие». Таким образом средства аккумулировались бы в одних руках, что увеличивало бы денежную массу и позволяло выдавать кредиты не на два-три месяца, а на более длительный срок. Но мы пошли таким путем. Что из этого получится, жизнь покажет...

Закупка без переработки - пустая затея

Гурами Махарадзе, несмотря на свое кавказское происхождение, человек в Хвастовичах свой. Приехав лет десять назад на родину жены, он возглавил районный потребительский союз, да так и осел здесь, не помышляя больше ни о теплых краях, ни о больших городах. Правда, сейчас Гурами приходится чаще бывать в кабинетах разных областных ведомств, нежели в своем. Ему поручено наладить закупку продуктов населения. А для этого возглавить, как он официально именуется, сельскохозяйственный потребительский заготовительно-снабженческо-сбытовой кооператив. Кооператив официально зарегистрирован, существует в виде многочисленных разрешительных бумаг и документов, даже название получил - «Хвастовичи», в наследство от райцентра, в котором родился.- Перекупщики забирают в деревнях говядину по 70-80 рублей за килограмм. А она должна стоить 140, иначе невыгодно людям скотину держать, - рассуждает Махарадзе, определяя задачу своего кооператива. Но с помощью одних только бумаг, какими бы они расхорошими ни были, выполнить эту задачу невозможно. Для ее реализации сначала нужен хотя бы убойный цех. Не в чистом же поле скотину резать.

Помещение в райпотребсоюзе есть. Нет оборудования. Необходимость его покупки оговаривалась еще в прошлом году, но кредиты с субсидированной процентной ставкой выделяются лишь нынче. - А что, раньше не могли сделать это? - горячится Гурами. - Целый год потерян. Сейчас главная проблема - как отремонтировать помещение. Субсидированный кредит нужен, как минимум, на 8-10 лет, раньше его не вернуть, но дадут ли на такой срок? Правда, и одного убойного цеха для развития кооператива недостаточно. Без переработки затея с закупкой мяса бесперспективна. Значит, надо восстанавливать колбасный цех, который лет 10 назад в райпотребсоюзе уже был и даже выпускал до 8 тонн колбасы в месяц на старом, допотопном оборудовании, давно уже сданном на металлолом. Нужно новое, современное производство.

И тогда, по расчетам Махарадзе, можно будет выпускать ежедневно до 500 килограммов колбас различных сортов, реализуя их через 28 своих магазинов и потребсоюзовские магазины соседних районов. - Я реально смотрю на вещи, - говорит руководитель кооператива. - В этом году, скорее всего, развернуться нам не удастся. Понимаете, никто ни в чем не отказывает, но никто ничего и не делает.Это по поводу многочисленных чиновных людей из областного центра, от которых зависит, выделить кредит кооперативу или нет. Махарадзе убежден: проблему закупки продукции без переработки решить невозможно.

- В прошлом году нам давали танки для охлаждения молока, молоковозы, но мы отказались. Покупать у населения молоко по 4 рубля за литр и сдавать на молокозавод по 5 - это неперспективно. Можно было бы перерабатывать молоко на сыр, и помещение для этого тоже есть, вопрос в том, будут ли выделяться под покупку оборудования субсидированные кредиты. Год от года, увы, работать становится не проще, а сложнее. Долгие годы райпотребсоюз закупал у населения картофель и поставлял его военным. Были отлажены контакты, заключены контракты. Теперь запретили. Сказали: вы не производители, значит, торговать не имеете права. И до участия в тендере не допускают. В результате один из источников дохода у населения перекрыт. Но вернемся к торгово-закупочному кооперативу, так давно с нетерпением ожидаемому людьми. - На уровне области прорабатывается программа по созданию убойного цеха и цеха переработки, и через некоторое время все встанет на круги своя, - считает глава района Сергей Веденкин. - Кооператив заработает.- Если колбасного цеха не будет, я, наверное, откажусь от закупки мяса, - сомневается Гурами Махарадзе. - Ну скажите, куда я его девать буду?

В Калугу или Москву возить? Там не так просто выйти на рынок. Кстати, Махарадзе, как и бывший директор завода Харланов, создает свой кредитный кооператив - еще один в районе. Кооператив уже прошел регистрацию в областных инстанциях и получил название «Опора».

Чем же сердце успокоится?

Казалось бы, кредитные и торгово-закупочные кооперативы, которые создаются в Хвастовичском районе Калужской области, должны радовать всех, но не радуют даже районное начальство. - Цель торгово-закупочного кооператива - создать конкуренцию перекупщикам, но особой роли, я думаю, он пока не сыграет, - признается глава районной администрации Сергей Веденкин. Дело в том, что поголовье скота в личных подсобных хозяйствах в последние годы резко сократилось. Люди стареют. Почти половина населения района - преклонного возраста. Отсюда и низкий спрос на кредиты. Да что кредиты. Губернатор Калужской области каждому желающему готов выдать безвозмездно на покупку молодняка крупного рогатого скота по 8 тысяч рублей из областного бюджета. Но лишь несколько жителей воспользовались этим подарком.

Конечно, это вовсе не означает, что у кредитных и торгово-закупочных кооперативов нет будущего. Заработают хотя бы некоторые из них в полную силу - у людей возродится интерес к животноводству на личных подворьях, может быть, начнут возвращаться в деревни те, кто покинул их из-за безработицы и бесперспективности существования.Как говорится, дорогу осилит идущий.