Кредиты частным подворьям

...А Кубань уже разворачивается...

Здесь третий год действует краевая программа поддержки развития личных подсобных хозяйств. По ее результатам уже сейчас можно судить, его можно ждать от национального проекта «Развитие АПК», конечно, при условии, что выделенные под него средства будут использованы толково и по назначению.

Когда Сергей Слесарев узнал, что районная администрация готова выдавать кредиты частным подворьям, а те будут сдавать излишки своей продукции местной потребкооперации, он отправился в райпотребсоюз. Его интересовали закупочные цены на свинину: Сергей - ветеринар по образованию и ему сподручнее всего заниматься животноводством. Что оказалось? Заготконтора принимает мясо в живом весе по 50 рублей за килограмм. И еще десятку доплачивают в виде субсидий из краевого центра. Всего, стало быть, выходило 60 рублей. Совсем неплохо, если учесть, что частник-заготовитель больше полусотни не предлагал…Подсчитав расходы и доходы, Сергей понял, что не прогадает.

Все необходимые документы для получения кредита Слесарев оформил через райпотребсоюз. Получил годовой кредит в размере 200 тысяч рублей и потратил его в основном на покупку и выращивание племенного молодняка. Итог семья Слесаревых подвела в конце года: за 60 сданных хрюшек выручили более 350 тысяч рублей. Можно было бы сразу и вернуть ссуду, но Сергей не спешил - деньги пустил на расширение поголовья. - Я доволен тем, как складываются мои отношения с кооперацией, - говорил мне Сергей Иванович. - Во-первых, райпотребсоюз больше платит за животных, чем коммерсанты. Во-вторых, нет проблем с продажей скота: по моей заявке приезжают заготовители и тут же рассчитываются наличными.

Теперь вопрос, важный для каждого хозяина подворья: просто ли получить 200-тысячный кредит?

- Нет, не просто, - разъясняет ситуацию председатель совета Белореченского райпотребсоюза Валерий Бутенко. - Списки желающих согласованы с администрацией района. Предпочтение отдается тем, кто реально может рассчитаться за кредит в течение года. К тому же выдается он под 16 процентов годовых. Поэтому каждое подворье предварительно оценивалось специалистами. И тем не менее желающих много.И еще один важный для крестьянина вопрос: кто выступит перед Россельхозбанком гарантом кредита? Ведь заложить свое движимое и недвижимое - на такой риск мало кто решится. Да и не так богаты наши крестьяне, чтобы рисковать. Некоторым просто и нечем. Именно это (и психология, и невеликое богатство) было учтено на Кубани, когда разрабатывали и принимали краевой закон о поддержке развития личных подсобных хозяйств.

Согласно этому закону у хозяев личных подворий есть два серьезных партнера. Первый, как мы уже сказали, - районная потребкооперация. Второй - администрация района. Это она рискует недвижимостью.

Например, Белореченская администрация, на территории которой в небольшом селе Школьное живет Сергей Слесарев, заложила муниципальное имущество - гостиницу, которая оценена в 5 миллионов рублей. Слесарев полагает, что кредит должен быть среднесрочным: минимум на два года, еще лучше - на три. Тогда легче с ним рассчитаться, а полученные деньги можно пустить на ускоренное развитие животноводства, растениеводства или овощеводства - к чему, как говорится, душа больше лежит. (Кстати, белореченские сельчане берут ссуды под выращивание клубники, зерновых культур, овощей.) Но банкиры на это пока не идут.

- Ничего, уговорим, - уверен заместитель главы администрации Белореченского района Сергей Жиленко.Почему представитель районной администрации так уверен, что уговорит банкиров? Ответ прост: практика и даже социологические исследования доказывают, что среди прочих должников самый ответственный по части погашения долга - крестьянин. Неспроста краснодарские отделения Россельхозбанка уже склоняются к среднесрочным кредитам. Какой же кредитор откажется от аккуратного плательщика? Не будем сбрасывать со счета и вес гаранта - районную власть.

- А какова выгода потребсоюзов? - спрашиваю Бутенко. - На нашем кооперативном рынке в Белореченске мясо мы продаем дешевле, чем частник, поэтому оно быстрее раскупается. Выручка пополняет оборот, деньги быстрее крутятся, и часть из них вновь идет на закупки излишков сельхозпродукции. Конвейер налажен так четко, что мы полностью обеспечили мясом свой цех полуфабрикатов, предприятия общепита, бюджетные организации.Еще одно существенное обстоятельство с точки зрения экономики. Раньше наши заготовители в поисках мяса отправлялись в Ростовскую область, на Ставрополье. Транспортные расходы были велики и, к сожалению, закладывались в стоимость той же свинины. Теперь дальше района мы не выезжаем. Подумываем о новых рынках сбыта, поскольку для закупленного сырья уже не хватает производственных мощностей. А Краснодарский крайпотребсоюз решает вопрос о поставках белореченского мяса в другие районы Кубани, где животноводство развито в меньшей степени.

И все же одними закупками мясных излишков белореченцы не намерены ограничивать свою заготовительную деятельность: планируют закупать у владельцев подворий молоко и на месте перерабатывать его. На этом настаивает глава администрации района Иван Имгрунт, так как сегодня молочная продукция завозная, а потому дорогая. И вообще, белореченским кооператорам предстоит открыть в нескольких населенных местах заготовительные пункты, построить мини-цеха по переработке зерна, мяса, молока, меда. Они уверены, что недостатка в продукции личных подворий не будет. Ведь хозяева уже поверили в свои силы. И что важно - в заинтересованность и поддержку власти. Только в прошлом году из бюджета края на поддержку ЛПХ было выделено 168 миллионов рублей. Белореченцы получили из них 2 миллиона.