Кредиты для развития ЛПХ

На краю долговой ямы

Оказались сегодня многие владельцы ЛПХ, взявшие кредиты для развития своих хозяйств.На разного рода совещаниях в средствах массовой информации преобладает бравурный пропагандистский тон в оценке первых результатов реализации национального проекта «Развитие ЛПХ». Однако на практике не все выглядит столь оптимистично.

К сожалению, мало кто из рисующих картину возрожденного за год, процветающего, благодаря кредитам, крестьянского подворья задумывается над тем, что приобретенная на чужие деньги корова нескоро принесет заемщику доход. Это ведь не станок для обточки черенков для лопат: в понедельник купил агрегат, во вторник установил его под навесом, в среду запустил в работу, а в четверг уже повез товар на базар...В животноводстве, полеводстве производственные процессы куда более рас¬тянуты во времени, рискованны по своей сущности. И совсем не дешевы. Куры в деревне, конечно, яйца несут. Но золотые лишь в смысле размера трат, в какие они вгоняют хозяина птичника.

Предлагаю выслушать исповедь примерного (по оценкам окружающих, а также и властей района - его достижения отмечаются даже в официальных докладах) крестьянина небольшой, затерявшейся в лесах деревеньки Саратовск, по всем статьям героя нашего капиталистического времени - крепкого хозяина, основательного пятидесятилетнего мужика Петра Федоровича Еремкина.

- Совхоз наш развалился, работы не было, вот и пришлось мне заняться разведением свиней. Поначалу то две, то три матки держал. Поросят откарм¬ливал, забивал, мясо на базаре в райцентре - селе Зилаир - продавал. Потом поголовье фермы стал год от года увеличивать. Сейчас держу семнадцать основных маток. Часть поросят - сосунки, часть - отъемыши на откорме.

Общее поголовье стада колеблется в пределах 80-90 голов. Корм покупаю где придется - у местных фермеров, вожу дробленку из соседней области, оттуда же отходы переработки семечек на масло, из города Мелеуза - сахарный жом. В Россельхозбанке взял кредит - 260 тысяч рублей - на расширение свинарника, строительство вспомогательных помещений. Завершу расширение базы - возьмусь за увеличение поголовья фермы. Если, конечно, не разозлюсь окончательно на нынешнюю собственную жизнь и не покончу с этой своей каторгой! Почему каторгой? А скажи, великая ли это радость для человека круглый год без выходных-праздников по двенадцать часов в сутки не вылазить из сарая: варить кашу, кормить, поить, лечить свиней, убирать навоз, ремонтировать клетки, обивать корыта - их скотина моя сгрызает за две недели, а то и быстрее. И нести траты, траты, траты...

Почему я отказался вести учет своим доходам-расходам? Боюсь, что разочаруюсь и откажусь от дела! Но если настаиваешь, давай посчитаем мою экономику.За год я забиваю и продаю где-то 40-45 подсвинков. В базарный день вывожу, как правило, одну тушу весом до 50 килограммов. В удачный базар, когда мясо все уходит, выручка поднимается до 5 тысяч рублей. Теперь всмотримся в статью расходов, связанных только лишь с процессом реализации мяса. В сельсовет за справку о наличии в хозяйстве свиней - без нее ветеринары не пропустят тебя за прилавок - надо отдать 30 рублей, тем самым ветеринарам, проверяющим продукт на пригодность, - 130 рублей, хозяин базара берет за право торговли 70 рублей, не менее 500 рублей тратишь на горючее для машины, на собственные в работе потребности.

Процесс реализации продукции обходится мне не менее 30 тысяч рублей в год. Сумма эта равноценна стоимости мяса от шести свиней. А чтобы хрюшек тех вырастить, корма надо купить на 15-16 тысяч рублей, не считая и других обязательных трат. Из 4,5-5 тысяч рублей базарной выручки от реализации одной туши забитой свиньи тысяча рублей уходит на обеспечение реализации продукта. Вычти из оставшейся суммы затраты на корм, ветеринарное обслуживание, электричество, ремонт полов, кормушек - что мне, хозяину, останется на жизнь, на развитие фермы? Жена Татьяна - она работает учительницей в местной школе - как-то провела грубую оценку полезности моего занятия для семьи (у нас с ней двое уже подросших детей). Так вот, каждый реализованный килограмм свинины, по убеждению жены, приносит семье... 25 рублей чистого дохода! Пять тысяч рублей в месяц - если нет сбоя в поездках на базар. В этих суммах - оплата моего труда, работы детей, жены: ведь все мы в той или иной степени заняты в семейном бизнесе. На эти деньги надо учить сына, дочь, содержать себя. А теперь вот еще и погашать ссуду...

По договору с банком Петр Федорович первые два года платит кредитору только премию за пользование его деньгами - где-то 3 тысячи рублей в месяц. В следующие три года - время погашения собственно ссуды - ежемесячные выплаты поднимутся до 10 тысяч рублей. Что для нынешнего состояния экономики личного подсобного хозяйства Петра Федоровича станет просто неподъемным делом.- Попробую удвоить число свиней на откорме - другого выхода не вижу, - говорит Еремкин. И вздыхает: - Но ведь надо минимум три года, чтобы получить первый эффект от такого хода! А я добавлю к словам Петра Федоровича: хоть какой-то успех возможен лишь при самых благоприятных условиях ведения дела - отсутствии болезней, падежа скота, низкой цене на корм и высоком спросе на мясо. За пять лет на 260 тысяч рублей заемщику набегут 130 тысяч рублей платежей по процентам. Петр Федорович надеется, что государство, как и обещает, возьмет эти расходы на себя.Но тут для сельчанина вырисовывается крайне неприятная перспектива.

Дело в том, что компенсация процентной ставки предусмотрена только на вложения в новое строительство и приобретение новой техники. Еремкин потратил 52 тысячи рублей на ремонт уже действующего свинарника. И потому помощь государства в погашении ссудного процента на эту сумму становится для хозяина ЛПХ весьма призрачной.- В банке говорят - вези документы о сдаче объекта в эксплуатацию как вновь построенного. Это что ж, теперь мне фальшивые бумаги надо творить? - недоумевает мужик. - А кто из контрольных служб фальшивку просто так подпишет? Человек затрачивает уйму времени, сил, средств на сбор разных счетов, чеков на приобретенные строительные материалы - все это им делается для подтверждения исполнения заданного договором с банком варианта использования кредита. Но вот помощи в оплате ссудного процента ему на эти траты наверняка не дождаться. Да и договоры об оплате труда ремонтников - людей со стороны - не проходят, как с сожалением говорил мне Петр Федорович, по графе льготного кредитования.

По этим суммам проценты надо в полной мере погашать своими, с мяса, рублями...Как говорится, гладко было на бумаге!Сельчане из башкирского Зауралья довольно активно откликнулись на призыв государства крепить материальную базу своих личных подсобных хозяйств. В Хайбуллинском районе, например, 104 владельца ЛПХ оформили кредиты на приобретение техники, инвентаря, скота, на строительство сараев на 24 миллиона рублей. В Зианчуринском районе в реализацию национального проекта в области сельского хозяйства включились 94 владельца ЛПХ, оформивших кредиты общей суммой 20 миллионов рублей. В Баймакском районе воспользовались кредитными линиями Россельхозбанка, Сбербанка 367 селян, оформивших договоры в общей сложности на 60,8 миллиона рублей. И зилаирцы не остались в стороне от общего движения: 94 моих земляка (в их числе уже знакомый нам Петр Еремкин) взяли взаймы у банков 13 миллионов 388 тысяч рублей.По словам начальника сельхозуправления администрации Зилаирского района Фатиха Аллабердина, на кредиты крестьяне купили 366 голов крупного рогатого скота, 11 лошадей, 48 свиней, 8 сельхозмашин, 3 трактора...Все познается, как твердят мудрецы, в сравнении. 118 миллионов рублей кредитных ресурсов, вложенных в личные подсобные хозяйства четырех зауральских районов в прошлом году, - факт отрадный.

На подворьях 660 крестьянских семей добавилось скота, появилась какая-то техника, инвентарь. Но пока сильно радоваться за наше частное мелкое сельхозпроизводство не очень-то хочется. Во-первых, кредиты не капиталовложения государства, их отдавать надобно, а это крайне непростое и накладное дело. Во-вторых, шесть с половиной сотен подворий, взявших кредит в банке, никак не могут повлиять на общую производственную картину, создаваемую трудами 45 тысяч владельцев крестьянских усадеб края. Подобное возможно лишь по прошествии немалого времени при куда более свободном, чем сейчас, доступе к кредитным ресурсам («Второй раз идти в банк не решусь - слишком муторное это дело!» - говорит Петр Еремкин).

И при эффективной системе закупок продукции сельского подворья - сейчас селянин мечется со своими молоком, мясом, картошкой по базарам, отбиваясь от алчных перекупщиков, и в конце концов сдается на их милость....Понимаю, что слова эти не в тон заявлениям чиновников, возжелавших увидеть и потому видящих в открытии кредитных линий для сельчан благодатный финансовый дождь, способный в одно мгновение изменить к лучшему существование сельского жителя. Не надо большого ума, чтобы и без дополнительных разъяснений понять: кредиты идут в пользу лишь тем, кто уже имеет под ногами крепкую экономическую базу. А кто и сегодня концы с концами еле сводит, тому, поверьте, приобретение на заемные деньги трех-четырех свиней, пяти овец или трех-пяти стельных телок со стареньким трактором в придачу (общей суммой 300-350 тысяч рублей) и последующая реализация долговых обязательств ввиду малодоходности и рискованности крестьянского, как нынче принято говорить, бизнеса могут обернуться смертельной удавкой для затеваемого человеком дела.

Один из моих собеседников - руководитель районного сельхозуправления - высказался примерно так: - Большинство из тех, кто сегодня с жадностью хватает в банках деньги, обречено на прозябание в долговой яме!Нам, конечно, жалко тратиться на прямые дотации сельчанам, бросать деньги, как иные российские экономисты любят говорить, в «черную дыру». Но можно же пойти другим путем. Например, освободить сельчан от транспортного налога (а он ведь очень даже заметно ослабляет бюджет крестьянина), можно уменьшить для него и стоимость электричества, газа, горючего... Займемся, словом, системными проблемами (как эти мероприятия проводить - специалисты экономики подскажут). Надо в том числе, повторюсь, организовать закупку продукции подворья по твердым, выгодным подворью ценам... Даже эти меры принесут крестьянам куда больше пользы, нежели предлагаемые нам дары данайцев, облаченные, конечно, не в форму деревянного коня, а в аккуратный текст банковского кредитного договора.