Н. Автамонова, Н. Сойнова, Г. Строева, С. Иващенко, Ж. Миндубаев, А. Блинков, М. Гольдреер
"Устраивает ли вас ваша заработная плата? Какой минимальный заработок был бы для вас приемлем?"
Эти вопросы наши корреспонденты задавали сельским жителям разных регионов страны.
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Марина Устинова, д. Нижняя Калами: - Какая у сельского библиотекаря зарплата? Слезы! Полторы тысячи в месяц. А ведь надо и за электричество заплатить, и поесть, и одежонку купить. Дочку-шестиклассницу я одна поднимаю. Копеечки пересчитываю… Конечно, огород - хорошее подспорье. Еще кур держу. Родня помогает чем может, сами еле концы с концами сводят - нефтяных магнатов у нас в родове не водится. Сколько б хотела получать? Если смотреть на вещи реально, то 3-4 тысячи в месяц. Я б откладывала с них по тысчонке и, глядишь, через года полтора корову купила. Это моя заветная мечта. С буренкой прокормиться легче, да и молочко, сметанку, творожок можно продавать - опять маленькая выгода.
Владимир Свалов, с. Талое: - И кто бы мог подумать лет 15-20 назад, что детдом может стать чуть ли не очагом социальной напряженности в деревне, где он расположен? Что его работникам и его обитателям будут завидовать? Я директор этого самого детдома. Наши дети сыты-обуты, их возят в город, в цирк. А деревенские, домашние, о конфете мечтают, в одних драных валенках по три зимы ходят. Опять же сотрудники детдома зарплату регулярно получают и, по деревенским меркам, немаленькую. А в тальском совхозе от 3000 коров осталось 150, людям подачки швыряют - по 300-400 целковых, да и то изредка. Вот и приходится терпеть косые взгляды деревенских. Один мужик как-то с топором на меня кинулся…
РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ
Федор Теньков, пос. Ивановка:
- У нас в республике хоть заработайся - больше 3 тысяч не получишь. Вот почему, чтобы прокормить семью, наши мужики дома не живут, ездят шабашить чуть ли не по всей стране. Я не исключение. Хорошо, отец передал мне свое умение плотничать. Мы, конечно, работяги, но думать нам пока еще никто не запретил. А думаю я вот что: работодатели вступили в сговор, чтобы не поднимать зарплату. А государство им в этом не препятствует. Ему, наверное, так тоже лучше. Иначе почему в Америке, например, установлена минимальная почасовая оплата труда. Если хозяин платит работнику меньше 3 долларов в час, его дело власть прикроет. И следят за этим строго. Значит, их государству почему-то надо, чтобы народ не впал в нищету, а нашему - не надо?
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
Людмила Олейникова, с. Новокуровка:
- У сельского продавца известно какая зарплата. А у нас трое детей, старшая заканчивает 11-й класс, ее дальше учить надо. Муж работает водителем скорой помощи в сельской больнице, тоже получает копейки. Мясо, молоко у нас свое, как у всех в деревне, - это и держит на плаву. Но так еще можно жить, если дальше сегодняшнего дня не заглядывать. А если кто в семье серьезно, не дай бог, заболеет? А детей учить на какие шиши?
Ольга Непалова, с. Тугур: - У нас сегодня булка хлеба стоит 18-20 рублей, так какая зарплата нужна? У нас с мужем один ребенок, не трое и не пятеро. Не голодаем, но живем скромно. Особой уверенности в завтрашнем дне нет. Поэтому, наверное, о втором ребенке пока не мечтаем. Хотя года, как говорится, идут…
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Евдокия Шарипова, пос. Ставропольский:
- Я работаю секретарем в сельхозпредприятии "Ставропольский". Зарплата 720 рублей. Но это не вина нашего председателя Виктора Николаевича Калиниченко, потому что только с его приходом мы и стали получать деньги ежемесячно. А раньше - раз в год, после уборки. Нас собирались банкротить, тогда народ и пошел просить фермера Калиниченко возглавить хозяйство. Теперь вместе выкарабкиваемся из пропасти. Настроение у большинства оптимистичное, надеемся на лучшее. Люди в нашем поселке не избалованы. Думаю, если бы нам платили по 3 тысячи в месяц - это было бы хорошо.
Лариса Павлова, пос. им. Кирова:
- За свою работу бухгалтера фермерского хозяйства я получаю 4 тысячи рублей да плюс 80 копеек на каждый заработанный рубль по итогам года. Желающих работать у фермера Молчанова много, он людей не обижает, но хозяйство не резиновое, всех желающих обеспечить работой не может. Я думаю, жизнь в селе может наладиться, если власть будет поддерживать толковых руководителей и хозяев, поощрять их через умные законы, налоги и кредиты, а не бить по рукам.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Степан Мокшов, д. Алейкино: - Я работаю скотником на частной ферме, моя ежемесячная получка - около 1,5 тысячи рублей. Устраивает она меня? Конечно нет! Но куда мне деваться, если в нашей деревне только эта ферма и есть? Сельский житель, если нет работы, все равно что в ловушке. От своего дома, скотины, огорода не уедешь, это тебе не квартиру на ключ запереть. И что остается? Жить натуральным хозяйством да мириться с грошами, какие добрый дядя подкинет за труд.
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Михаил Мачехин, с. Выползово:
- Да в нашем колхозе зарплату уже лет тринадцать не выплачивают! Я даже не знаю, какой у меня, техника по искусственному осеменению, оклад. Все эти годы получал от хозяйства натуроплату соломой, сеном, зерном. Раз в год разрешали взять бычка для откорма. Правда, если докажешь председателю, что деньги дозарезу нужны (например, на лекарство), то давали несколько сотен. Живем за счет личного хозяйства. Сколько нужно, чтобы на жизнь хватало? Заработок 4-5 тысяч в месяц. Но и хозяйство свое, конечно, держат. И тогда не до жиру, но и нужды не будет. А то ведь она душу сосет…
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Геннадий Попцов, пос. Рахинка:
- Какая это зарплата?! Разве на нее можно жить?! И я, и мои односельчане давно уже живем как в средневековье - натуральным хозяйством. Вырастил в саду-огороде, в хлеву - продал, получил деньги. Люди к такой жизни потихоньку приспособились. Даже доходы понемножку растут. Но всеми замечено: чтобы они еще чуток подросли, требуется все больше и больше усилий. Как бы и тут в тупике не оказаться. А сколько надо, чтобы иметь возможность, что называется, вздохнуть? Ну тысячи 3-4 на члена семьи…
От редакции
Парадокс: у малых денег очень высокая цена. Не в том смысле, что мы трясемся над каждым рублем. Дело вот в чем: низкий уровень доходов населения тормозит покупательский спрос. Когда мы (за неимением денег) не несем их в магазин, не тратим на лечение, на образование, не строим дом и т. д. - это значит, что они не поступают в оборот. А нет денег - значит, не на что расширять производство товаров и услуг. Значит, экономика буксует, не растет. Значит, население беднеет еще больше. Круг замкнулся. Рядовому гражданину простительно не знать этот закон рынка. Но власть его знает и потому обязана бороться с бедностью. Если не ради процветания населения, то хотя бы во имя стабильности и мира в стране. Долго не замечать массовую бедность - дело взрывоопасное. Что выявил наш опрос? Правоту Госкомстата: в России каждый четвертый (а по некторым данным эту цифру надо умножить почти втрое) - бедный, а сельское население значительно беднее городского. При низких доходах происходит деградация общества в целом. Снижается образовательный уровень, квалификация работников, культурные запросы. Не до того, когда человек о зарплате 3 тысячи может только мечтать.