О трудовой миграции, трудовом мигранте и русском менталитете

Трудовой мигрант: незванный гость или желанный помощник?

Сегодня трудовая миграция - удел многих государств мира. Отрегулированная разумными законами, она может принести - и приносит - пользу экономике принимающей ее страны. Но превратившись в стихийный поток, способна опрокинуть многовековой уклад коренных народов, породить социальную напряженность. Россия открыла свои границы для трудовой миграции. И здесь у нас свои особенности: наши собственные беженцы - переселенцы из горячих точек. Какие проблемы привнесло все это в нашу жизнь? И как мы с ними справляемся?

Уважай менталитет!

Еще в советские времена в одном крупном черкесском селе открыли завод. Надо было занять население, рентабельность и прочие экономические категории в расчет тогда не брались. Очень скоро завод остановился из-за поломки единственного станка-автомата. Вызвали специалиста из Одессы, встречали его как самого дорогого гостя. Парень посмотрел на станок, ковырнул отверткой... Заработал. Контакт, оказывается, отошел. В русском селе в таком случае обязательно нашелся бы умелец, который до всего сам бы допер и станок починил. Зато там бы нашелся и другой "умелец", который тот станок спалил бы по пьяни. Это наш русский менталитет, как принято теперь называть.

Менталитет же черкесского народа не таков, чтобы на промышленном госпредприятии работать. Да и в колхозах он тоже не шибко усердствовал. Выходит, черкесы - ленивый народ? Абсолютно нет. Вы зайдите в любой черкесский дом, там такие чистота и порядок! И достаток тоже имеется. Потому что свой дом, свое подворье для них святое. Это тоже их менталитет.Я думаю, что у каждого народа есть свои особенности, не обязательно хорошие. В советские времена мы как-то притерлись друг к другу, баланс был. Казалось, что и дружба народов у нас тоже есть. Теперь тот баланс нарушен, а новый не найден.

Оттого и дружбе конец

В последнее десятилетие в нашем Изобильненском районе появилось много армян, вынужденных бросить насиженные места в Баку и Сумгаите. Многим местным жителям не нравится, что они слишком активные. "Нахрапистые, наглые", - говорят о них наши люди. И в чем-то они, может быть, правы. Но есть и другая правда. Вкалывают пришлые со страшной силой, не в пример нашему брату. Я десять лет за одной армянкой наблюдаю. И в снег, и в дождь она стояла на рынке со своим товаром, пока не накопила на магазинчик, который теперь успешно работает. А в то время, как она на рынке мерзла, большинство моих земляков ей злобно завидовали. Как завидуют и мне, фермеру, за то, что живу своим умом и вкалываю с утра до ночи. Я не раз говорил таким завистникам и нытикам: "Идите ко мне на трактор работать". Не хотят. Лень. Гордость, видите ли, не позволяет горбатиться на выскочку-частника. Зато в колхозе, даже если он совсем развален и зарплату не платят годами, эти мужики числиться готовы. Государство не любят, поносят его где надо и не надо, благо за это теперь не сажают, но все равно за него, родимое, хватаются, как за мамкину титьку.

В этом тоже особенность русского менталитета.  Да, надо признать, многие кавказские народы оказались более приспособлены к рыночным условиям, чем мы. И стали они на этом пути нас опережать. А мы в массе своей только сопим от злости. И бездействуем. Вот когда они нас совсем придавят, то мы тогда спохватимся и, как проснувшийся медведь, начнем крушить всех попавшихся под руку - и правых, и виноватых. И это будет страшно.

Умная власть должна понимать такие вещи и что-то делать для восстановления баланса в нашем многонациональном российском сообществе. Но она - на местах это особенно видно - наоборот, еще больше раскачивает нашу утлую лодку. В станице, к примеру, Каменнобродской приказал долго жить местный колхоз. Пока его банкротили, народ пытался забрать свои паи, чтобы перейти к успешным фермерам. Куда там! Костьми легли местные начальники, чтобы не выпустить людей на волю. Но тут появились богатые дагестанцы и в мгновение ока стали новыми хозяевами сельхозпредприятия. И все ранее неразрешимые вопросы вдруг быстро порешали. Как должен относиться местный мужик к этим пришлым? Понятное дело - ненавидеть. Но кто ту ненависть породил? Свой, русский, коррумпированный чиновник.

У нас в районе дагестанцы захватили в развалившихся хозяйствах практически все кошары. Держат там тысячи голов скота, не платя налогов, травя посевы коренных жителей. Безобразие? Конечно. Но давайте посмотрим на проблему с точки зрения дагестанцев, их менталитета. А он у них таков, что в горном Дагестане скот всегда пасется, где ему вздумается. Пахотной земли там почти нет. Вот и принесли они свой устав в новый монастырь. Но мы-то свой устав как блюдем? Попортили дагестанские овцы пастбище фермера Алексея Белоусова из поселка Рыздвяный. Фермер обратился к участковому за помощью. Тот приехал, посмотрел и пожал плечами: мол, что я могу сделать? Как что?! Существует краевой закон о потравах, где расписаны все процедуры по выявлению и наказанию нарушителей. Но что-то я не припомню, чтобы этот закон хоть где-то был применен. Гораздо удобнее тому же участковому поехать к Магомеду на кошару и начать его шантажировать, пока тот не зарежет барашка и не угостит шашлыком и шулюмом. А потом, заручившись дружбой с ментом, Магомед будет и дальше нарушать закон и общественную мораль.

А где наше общественное самоуправление?

Сходы граждан, уличные комитеты и т.п.? Раньше в казачьих станицах это был мощный механизм разрешения всех конфликтов, в том числе и межнациональных. Да если бы те потравители почувствовали подлинную силу общественного осуждения, вряд ли бы они посмели нарушать не ими установленные законы и обычаи. Кстати сказать, менталитет у большинства кавказских народов таков, что уважают они силу, не пьяную истерическую, а настоящую силу чужого достоинства. Тем более - сплоченную силу.

Чтобы русскому народу выбраться из уныния и позора, надо прежде всего хорошенько в зеркало на себя посмотреть. Не пора ли встряхнуться? Власть тут должна сказать свое слово. Больше того - сделать. Ведь развалили предприятия с современной техникой и технологиями, где и был востребован русский человек с его умом, смекалкой, талантом.

Вернется русский человек на свое место в жизни, соответствующее его менталитету, и тогда он себя зауважает. А перед тем, кто себя уважает, и сосед шляпу снимет.