Перекупщик против производителя

"Каким образом вы реализуете продукцию своего подворья?"
"Устраивает ли вас предлагаемые цены?"
"Доступны ли для вас рынки?"
Эти вопросы наши корреспонденты задавали жителям сел разных регионов страны.

Красноярский край Александр Зыкин, с. Шушенское:
- У меня дело на широкую ногу поставлено: уже несколько лет как засаживаю надел в десяток гектаров овощами. Никакой экзотики не выращиваю: неровен час - прогадаю. Сажаю самое ходовое: картошку, морковь, свеклу, лук. Осенью - по кулям, в грузовичок и восемь часов до Красноярска. Торгую на оптовом рынке. Цены там, конечно, ниже, чем в розницу, зато и хлопот меньше: день-два - и товар разошелся. Ни на проживание в городе не успел поиздержаться, ни на харчах. Быстренько перекупщикам кому пяток , а кому и десяток мешков отгрузил, денежки в карман - и домой, за свежим товаром. Что еще важно: на "оптушке" местечко под солнцем дается не в пример легче, чем на розничном рынке. Во-первых, администрации рынка за место отстегиваешь пятисотенную в месяц - это втрое дешевле, чем на центральном розничном рынке. Во-вторых, на оптовке конкуренция не такая дикая. Мой кореш как-то пытался торговать овощами в розницу, он такое порассказывал... Торговцы с Кавказа деревенским и колеса у машин прокалывают, и драки с сельчанами затевают. Оно понятно: у наших-то огурчики-помидорчики в несколько раз дешевле, чем у кавказцев, тем не выгодно рядом с деревенскими за одним прилавком стоять! А директора розничных точек, ходят слухи, приезжих поддерживают, потому что те проходят не как сельхозпроизводители, а как предприниматели, и значит платят уже не 1500, а 3000 за место. В общем, как всегда - в ущерб своим, местным. Жалко. И местному бы крестьянину копеечка, и городу пропитание - наши-то овощи подешевле и экологически почище. Перекупщик против производителя:

Алтайский край Александр Малыш, с. Шипоново:
- У нас село кормится в основном с подворья. Наша семья держит шесть свиней. А некоторые - и по сотне. Но тогда уже нужно оформлять документы на предпринимательскую деятельность, а это дополнительные хлопоты. У нас ведь как: за каждой бумажкой находишься-настоишься да еще заплати за нее. Свинину продаем перекупщикам по 75 рублей за килограмм. Если живым весом, то по 62 рубля. Расценки нас не устраивают - низкие. Но ничего не поделаешь: скупщики между собой сговариваются и держат цены. Самим в город мясо везти далеко. Потребкооперация могла бы выручить, потеснить перекупщиков-частников. Но государство ее изничтожило. Видно, для того, чтобы крестьянину жизнь медом не казалась. Сказать, что свинина приносит нам в дом хорошие деньги, я не могу. Корма дорогие, по 3,5-4 тысячи рублей за тонну. Пока поросенок вырастет в свинью, он эту тонну съест. Посчитаем. Если даже вырастить его до 100 килограммов, а мясо закупят по 75 рублей, то от вырученных 7,5 тысячи я должен буду отдать 4 тысячи. Но до 100 килограммов у нас свинью не дотягивают. Селекцией же никто не занимается, и помощи специалистов мы, живущие за счет своего подворья, можно считать, не имеем. Перекупщик против производителя:

Омская область Галина Лакман, с. Валуевка:
- В нашем селе люди все, что выращивают на подворье, отдают, как правило, скупщикам. Так и мы поступаем. Оно, конечно, выгоднее торговать самому, но не все для этого приспособлены. Я, например, работаю учительницей, и у меня нет к торговле склонности, да и времени не хватило бы. Бычка сдали нынче живым весом по 24 рубля за килограмм. Конечно, дешево. За молоко дают то три рубля, то три пятьдесят. Литр воды дороже стоит! Картошку наши, валуевские, даже отказались сдавать - уж очень низкие цены перекупщики назначили.

Лидия Янкова, с. Атрачи:
- Скажу вам как бухгалтер: если посчитать рентабельность личного подсобного хозяйства, то станет грустно. Поэтому и не считаем. А работаем по привычке, чтобы было чем руки занять. Вот мы с мужем сами торгуем в Тюкалинске на рынке. Продаем и яйца, и сметану, и молоко, и мясо. Кто-то думает: сам торгуешь - значит, богатый. На самом деле так: машину туда-сюда сгонял, заправил - и что остается? Если же все мясо не продал, то куда его потом девать? Сдавать менее хлопотно. Но перекупщики пользуются нашим безвыходным положением. За картошку дают два рубля - в Омске она по шесть-семь рублей за килограмм. Говядину максимум по 56 рублей берут. А сколько труда за каждым выращенным бычком. Два года его кормишь, все лето проводишь на покосе. Получается, что крестьянин вкалывает больше всех, а имеет с этого меньше любого посредника. Вот сейчас у меня два бычка. Ох как жалко их отдавать за гроши! А придется...Перекупщик против производителя:

Волгоградская область Михаил Марков, г. Волжский:
- Я вам вот что скажу: выиграли те, кто и в самые беспросветные 90-е годы не опустил руки. Теперь, когда в городах области опять заработали заводы, зачастили к крестьянам закупщики мяса и овощей для столовых - в селе-то можно дешевле взять. Для многих это стало серьезным стимулом, чтобы расширять свое хозяйство. Интересные процессы происходят и в пригородных дачных обществах. Последнее время многие продают дачи по дешевке: старики-хозяева уже без сил, а молодых грядки почему-то не интересуют. По соседству от меня какой-то мужик из степной деревни скупил четыре участка, соединил их да еще присовокупил соток пять примыкающей девственной степи. Наладил со своей родней да нанятыми работниками целое подворье, где кормит кур, индюшек, индоуток, кроликов и поросят. Все это у него берут в дорогие волгоградские рестораны и ночные клубы. Причем он возит не сам, к нему приезжают от заказчиков. А на девственном степном участке высаживает кусты помидоров и почти совсем не ухаживает за ними, практически не поливает. Зато те кусты, что выжили, к сентябрю дают помидоры, которые называются "степные". У них совершенно изумительный вкус, и их забирают за очень серьезные деньги в гостиничные рестораны Волгограда, где предлагают как лакомство только очень именитым гостям. Такой салат обожает и всегда заказывает Геннадий Хазанов, когда бывает в Волгограде. Хозяйство, о котором я рассказал, не исключение, в других дачных поселках такие же появляются. Перекупщик против производителя:

Ульяновская область Егор Белов, с. Криуши:
- С тех пор как впал в полное разорение наш судоремонтный завод, решили мы в семье выживать с подворья. Мы имеем приусадебный участок в двадцать соток. Кроме того, взяли у знакомых (они уже пожилые люди) два огорода как бы в аренду. Вот и смогли завести и содержим двух коров, пару свиней и штук пятьдесят кур. Никаких проблем с реализацией нет, потому что к нам на лето приезжает много дачников. Все идет "с пылу, с жару": молоко парное, сметана, творог, яйца. Цена нас и наших покупателей устраивает - она чуть ниже рыночной, да нам туда и не с руки тащиться за шестьдесят верст. Зимой, правда, два раза в месяц хозяйка наведывается в Ульяновск - везет на продажу масло или мясо. Перекупщик против производителя:

Ставропольский край Эдуард Кремс, станица Ессентукская:
- Ассоциация фермеров Предгорного района (я один из ее руководителей) взяла под свою опеку крестьянские подсобные хозяйства. И что мы выяснили? Подворья дают сегодня по району 70-80 процентов молока, 65-70 - мяса, столько же овощей и 80 процентов картофеля. Но ведь никто не анализирует возможности этого сектора экономики и даже не думает ему помогать! Один из наших фермеров Виктор Черных взялся за анализ препон, которые мешают мелкому товаропроизводителю выйти на рынок. Вот что он выяснил. Все выгодные места на рынках отданы перекупщикам. Как правило, это не жители Ставропольского края. Если хозяину сельского подворья и достается место на рынке, то на задах, куда покупатель не доходит. К тому же крестьянину надо заниматься производством, а не сидеть за прилавком. В конце концов он отдает продукцию перекупщику, имея максимум 10 процентов прибыли. У перекупщика остается не менее 50 процентов барыша. Мы пытались договориться с главами городов, чтобы фермерам и владельцам ЛПХ выделили квоту на рынках. Несколько месяцев эта система работала, и цены сразу же заметно упали. Но сейчас все вернулось на круги своя. Рыночная мафия непобедима. Есть только один сектор, где производитель потеснил перекупщика, - это молочная продукция. А причина в том, что ее тщательно контролируют ветеринарные и санитарные службы. Вывод: там, где законность и порядок, перекупщику нет места, ведь его бизнес процветает только за счет темных схем. Перекупщик против производителя:
Виктор Лукьянченко, станица Марьинская:
- Наша станица испокон веку славится своими ягодами и фруктами, поэтому я и выбрал наш традиционный промысел. Но на рынках городов Кавказских Минеральных Вод не выдержал конкуренции: там перекупщики ведут себя особенно агрессивно, всячески вытесняя простого крестьянина. Тогда решил обосноваться в Ставрополе, хотя от меня это далеко - 200 километров. С учетом транспортных расходов за два для я должен отдать из заработанного 1160 рублей. Только торговое место в день стоит 170 рублей (пенсионерам, правда, 10). Так что домой привожу немного. Я пытался выжить: хитрил, торговал за забором рынка, так делают многие простые крестьяне. Но нас постоянно гоняет милиция, и в конце концов мне это осточертело. Короче, в данный момент торгую кизилом и яблоками, которые в основном беру под реализацию у соседей. Постепенно превращаюсь в обычного перекупщика - так гораздо выгоднее. Видимо, подобная специализация неизбежна: одни должны только торговать, другие - производить. Но беда-то в чем? Нет справедливых закупочных цен. Наверное, пора крестьянам объединяться в товарищества, которые и занимались бы оптовыми закупками сельхозпродукции, выращенной на частных подворьях. Но народ наш недружный, все время что-то делит, ссорится. Потому и проигрываем тем же азербайджанцам, которые давно отладили систему оптовых закупок, в том числе и у нас, дураков, за копейки.

От редакции
В № 11 за 2004 год журнал подробно исследовал, как живется в России крестьянскому подворью, производящему сегодня более 60 процентов всей сельхозпродукции и дающему работу и жизнеобеспечение огромному числу сельчан. Наш нынешний опрос это исследование продолжил и еще раз выявил одну из самых болевых точек - отношение крестьянина и скупщика. Наши читатели подсчитали: до 50 и более процентов прибыли - таков разрыв в пользу перекупщика, а не производителя продуктов. Вопрос справедливых закупочных цен давно назрел. И даже перезрел. Ситуация дрейфует из области экономической в социальную, то есть вызывает массовое недовольство бездействием управленческих структур. Конечно, мы не призываем жестко устанавливать цены сверху. Дело властей - содействовать созданию обществ, кооперативов, которые занялись бы оптовыми закупками продукции подворий и дачных участков, устранением дискриминации на рынках. Однако складывается впечатление, что не очень она, власть, в этом заинтересована. В мутной воде легче рыбку ловить?