Плата за рыбалку: кому и за что

Проданная река, или кто ловит рыбу в мутной воде
Станет ли рыбалка платной?

Будучи в командировке в Астрахани, вспомнил я рассказ Василия Шукшина, герой которого, перечитывая отрывок из поэмы Гоголя «Мертвые души» о Руси-тройке, вдруг изумился: «А кого это везет Русь-тройка-то? Чичикова? Жулика?» И бросился на ночь глядя за ответом к учителю литературы, который жил в этой же деревне и всю жизнь преподавал детишкам Гоголя. А тот тоже, оказывается, об этом — кого везут в тройке — не задумывался. И вот стоят они оба растерянные. Как же так? Русь! Жулика! Это казалось диким. Не соответствующим не только действительности, но и здравому смыслу. Какой-то литературной ошибкой, капризом художественного воображения гения.

платная рыбалкаА вспомнился мне этот эпизод после митинга рыболовов-любителей, состоявшегося в те дни в центре Астрахани, поводом для которого стали поправки к закону о рыболовстве. Согласно этим поправкам человеку с удочкой на реку или озеро теперь доступ заказан, до тех пор пока он за это право не заплатит некую сумму. Какую? Это зависит от аппетитов тех бизнесменов, в аренду которым отданы водные ресурсы страны, являющиеся, кстати, общенародным достоянием. Поправки к закону и дали отмашку приватизации этого достояния. По всей стране стали выделяться рыбопромысловые участки, рыбачить на которых можно только при наличии платной путевки.

— В Астраханской области таких платных участков уже больше 70, находятся они в дельте Волги, еще 40 выставлены на аукцион, их также отдадут коммерсантам, — говорил организатор митинга председатель инициативной группы в защиту прав рыбаков Олег Сарана. — Предприниматели могут брать деньги как за саму путевку, так и за выловленную рыбу поштучно. Причем какая сумма должна быть уплачена, не прописано ни в одном законе, и как бизнесмен распорядится этими деньгами — тоже его дело.

Новый закон, по словам Сараны, ничего не говорит об отчислениях на восстановление рыбных запасов и о поддержании водоема в хорошем состоянии. При этом введение платы за рыбную ловлю неизбежно лишит возможности рыбачить огромное количество людей, и в первую очередь детей, подростков и пенсионеров.

И как быть в этом случае жителям сельской местности, для которых рыба из местного водоема нередко становилась не только единственным источником заработка, но и основным продуктом на семейном столе? Начало нынешнего конфликта приходится на 28 декабря 2010 года, когда президент РФ Дмитрий Медведев подписал поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Запомните: о сохранении! В частности, в пункте 5 статьи 24 говорится: «На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства... любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства)». То есть документа на оказание услуг. Правда, каких услуг — не обозначено.

Постойте, ведь у всех в памяти еще свежа публичная встреча главы Росрыболовства Андрея Крайнего с премьер-министром Владимиром Путиным, на которой главный рыболов страны клялся и божился, что за любительскую ловлю рыбы ни с кого денег никто брать не будет.

— То есть за рыбную ловлю вы с нас, с меня как рыбака-любителя, деньги драть не будете? — еще раз переспросил премьер.

— Не только с вас, ни с кого! утверждал Крайний, отводя при этом глаза. — Ведь из 142 миллионов россиян рыбаков-любителей примерно 20-25 миллионов. И ни с одного из них деньги браться не будут, еще раз заверил глава Росрыболовства.

По его тогдашним словам, никто не подвергает сомнению норму о бесплатном любительском рыболовстве на водоемах общего пользования, а это все водные объекты, которые находятся в муниципальной собственности. Их немало. 130 тысяч рек и 2 миллиона озер. Рыбачьте на них, коллеги, бесплатно и свободно, пояснил Крайний. Ну а 6,5 тысячи рыбопромысловых участков, предназначенных для спортивно-любительского рыболовства, так это ж капля в море.

Бизнес — в основном малый и средний, который и следует всячески поддерживать, — выигрывает эти участки по конкурсу, получает их в аренду на 20 лет, строит там базы для спортивно-любительского рыболовства, и на этих базах оказываются платные услуги. То есть не путевки продаются, не бумажки с печатями, а услуги. И рыбак-любитель, приезжающий на такую базу, получает не только обязанность, но и права. При этом полностью исключена возможность брать деньги — даже на этих базах, которых ничтожно мало, — за пойманную рыбу. Деньги берутся только за оказанную услугу — за предоставленные лодку, снасти и так далее.

Так говорил глава Росрыболовства главе правительства. А что же на деле?

А на деле происходит приватизация водоемов на фоне тотального браконьерства и уничтожения рыбных запасов, утверждали на митинге рыбаки Астрахани.

И такая ситуация не только в Астраханской области, где рыбалка издавна, исторически одно из основных средств существования местных жителей.

Продолжение статьи читайте в журнале «Сельская новь» № 6, июнь 2011 г.