Россельхозбанк, национальный проект развития АПК

«Говорите, вас слушают…»

В Россельхозбанке работает «горячая линия» по приоритетному национальному проекту развития АПКС Александром Уткиным, ведущим специалистом Россельхозбанка, обслуживающим «горячую линию», мы говорим урывками, потому что телефон действительно «горячий».

На линии - владелец личного подсобного хозяйства. Интересуется, можно ли при оформлении кредита обойтись одним поручителем?

- Если кредит до 30 тысяч, можно обойтись и без поручителя, достаточно ходатайства органа местного самоуправления. Если больше, то без поручителей никак. Ведь банку тоже нужно быть уверенным в том, что никаких проблем с возвратом денег не возникнет.

- «Горячая линия» работает с августа. Поначалу звонков было немного, теперь телефон практически не молчит. Уже определенным образом структурировались вопросы, выявились проблемы, которые в большей мере волнуют людей. Самый распространенный вопрос: как взять кредит на развитие ЛПХ?

- Разъясняем, как это можно сделать, но потом все-таки рекомендуем идти в ближайший офис банка, где дадут необходимый пакет документов, а консультант «вживую» расскажет, что и как надо делать. Как правило, люди берут суммы сравнительно небольшие - скажем, закон позволяет кредит до 300 тысяч рублей, а берут 30 или 50 тысяч, в лучшем случае до 100.

Опять звонок. Вопрос такой: банк требует от заемщика указать источники дохода, а как быть, если их нет?

- Но какой-то источник дохода у человека все же должен быть. Например, от своего хозяйства. На что-то он живет. В отделении банка вам помогут рассчитать ваш доход. Пенсии, стипендии студентов - это тоже источники дохода. Вот и указывайте их.

Кстати, таких звонков не так уж мало: человек имеет подсобное хозяйство, но в залог предоставить ему нечего. В некоторых субъектах Федерации власти формируют специальные фонды, где в качестве залога может выступать даже местный бюджет. В Мордовии, например. Но таких регионов не так уж много. И человек часто остается один на один с жесткими требованиями банка.

А вот, кажется, забавный вопрос: может ли оформить кредит безработный?

Увы, нет. Человек должен иметь доход. Что касается пособия по безработице, которое, казалось бы, тоже может выступать в качестве дохода, то как только биржа узнает, что человек, стоящий у нее на учете, взял кредит в банке на развитие личного подсобного хозяйства, она тут же лишает его пособия.

Еще жалоба: при оформлении кредита много волокиты - поручители, залог, источники дохода, целевое использование…  Нельзя ли без этого?

- Если не можете найти поручителя, банк готов рассматривать залог. Но что значит много волокиты? Вы же, если деньги кому в долг даете, тоже, наверное, проверяете человека, не отдадите же свои кровные первому встречному. Что касается целевого использования кредита, то лучше сразу его в договоре прописывать, потому что банк будет очень жестко это контролировать.

Очередной абонент спрашивает, может ли получить льготный кредит человек, живущий на городской окраине?

- Проблема с теми городскими жителями, которые держат личное подсобное хозяйство, но не имеют выписки из похозяйственной книги. Это очень больной вопрос. Часто получается так, что один человек имеет право получить кредит и субсидию, а другой, живущий от него буквально через дорогу, - нет. Чтобы исправить эту несправедливость, нужно вносить изменения в проект в законодательном порядке либо постановлением правительства.

Вторая группа вопросов, по словам Уткина, - как раз по похозяйственным книгам. Далеко не везде они ведутся. И третья - по малогабаритной технике. Изначально малогабаритной считалась техника мощностью до 22 л. с., теперь - до 100 л. с. Но как быть тем, кто взял эту технику до того, как приняли поправку? К сожалению, ни в законе, ни в постановлении правительства не указано, что это решение имеет обратную силу. Люди оказались в подвешенном состоянии.

Звонила женщина из Томской области и чуть не плакала: мол, теперь либо скотину под нож пускать, либо этот трактор продавать. Очень хочется, чтобы вышел подзаконный акт, который придал бы новой формулировке обратную силу.

Опять звонок. - Пчеловодство? К сожалению, по приоритетному национальному проекту не предусмотрены кредиты на развитие пчеловодства. Может быть, изменится ситуация на следующий год, мы будем докладывать руководству, но вопрос этот нужно решать на уровне правительства и Государственной думы.

Еще одна проблема связана с несвоевременной выплатой субсидий. Люди берут кредиты, надеясь, что процентную ставку им начнут погашать сразу. Но по каким-то причинам во многих субъектах Федерации затягивается их выплата. Вот, скажем, не так давно позвонила женщина из Приморского края. Сказала, что она полгода не может получить субсидии. Видимо, что-то не до конца отработано в этом механизме, нужно исправлять, иначе это может дискредитировать саму идею. - Это чья недоработка: отделения банка или местных властей?

- Банк помогает заемщику сделать расчет. Тут проблемы технического свойства, как я предполагаю, возникают у управлений сельского хозяйства на местах. Может быть, у них нет достаточно подготовленных специалистов, каких-то подробных инструкций. И власти, видимо, боятся - как бы не ошибиться.

Я спрашиваю Александра, можно ли по звонкам определить, где хорошо продвигается национальный проект, где плохо? - Хорошо там, откуда не звонят. Из Краснодарского края, к примеру, идут не жалобы, а конструктивные вопросы. Чувствуется, что там власти очень серьезно, плотно работают и сумели всколыхнуть людей.

Еще звонок: человек взял кредит, но сейчас не имеет возможности его погасить, просит отсрочку.

- Если кредит до двух лет, то возможна отсрочка до года, если от двух до пяти, тогда в зависимости от технологического цикла - до двух лет. Но все это на усмотрение местного отделения банка, надо вести переговоры с ним.

Новый звонок опять заставляет удивляться. Оказывается, некоторые полагают, что приоритетный проект принят в помощь тем хозяйствам, которые оказались на грани банкротства.

- Боюсь, что вы немного смешиваете понятия. Кредиты выдаются не тем, кто разоряется, а тем, кто готов работать и расширяться.

Напоминаем телефон «горячей линии»: 8-800-200-02-90. Звонок бесплатный.