XVIII съезд фермеров России о фермерском хозяйстве

Какая дорога ведет к рынку?

Прошел XVIII съезд фермеров России. Есть повод поинтересоваться тем, что стало с когда-то массовым лозунгом «Фермер накормит страну!». Сначала он потерял восклицательный знак, а позже обзавелся вопросительным. Этой теме посвящена беседа с депутатом Государственной думы и председателем Аграрной партии России, президентом АККОР Владимиром Плотниковым.

- Владимир Николаевич, со сменой политико-экономического строя в стране, изменением земельных отношений предполагалось превращение бесправных и, по существу, безземельных крестьян в собственников. Отсюда и надежда: фермер накормит страну!

- Спекулятивность лозунга заключалась в том, что никто не удосужился в рыночных условиях создать предпосылки для честной конкуренции. Чтобы не президентскими указами, а на основе экономического анализа выявить эффективные формы хозяйствования для России в целом, для конкретных регионов, отраслей АПК с учетом сильных и слабых сторон крупного, среднего и мелкотоварного производства, частной либо коллективной собственности. В России быстро делаются только революции. С реформами куда сложнее.

- Тем не менее сегодня можно сказать, что в АПК сложилась многоукладность, где фермеры занимают достойное место?

- По данным Росстата, в стране зарегистрировано 282 тысячи семейных крестьянских хозяйств предпринимательского типа с площадью земель 28 миллионов гектаров. Но численность не устоялась. Ощутима разница по регионам. Скажем, в Дагестане работают 38 тысяч фермеров. По 15-17 тысяч в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области. По 6 тысяч в Оренбургской, Омской. А вот в Костромской всего 500 фермеров.

- Каковы сейчас уровень и объемы государственной поддержки фермерского движения?

- Что предусматривается для всех сельхозпроизводителей, то получают и фермеры. Им полагаются также субсидии на поддержку элитного семеноводства, племенного животноводства, овцеводства. Возмещается половина взносов по страхованию посевов. В прошлом году впервые компенсировали затраты на горючее ввиду роста цен на него.

В рамках национального проекта «Развитие АПК» фермерам возмещается 95 процентов ставки рефинансирования Центробанка по кредитам, полученным для закупки минеральных удобрений, ГСМ, семян, кормов, техники, племскота, технологического оборудования, а также на строительство и реконструкцию животноводческих ферм, если сумма по каждому виду кредитования не превышает 3 миллионов рублей на одно хозяйство. Остальные 5 процентов возмещает регион при сроках кредитования до года, трех, пяти и восьми лет.

При сумме более 3 миллионов рублей заемщику погашают две трети ставки.За прошлый год Россельхозбанк по условиям нацпроекта прокредитовал 5411 крестьянских хозяйств на общую сумму 8 миллиардов 250 миллионов рублей. Деньги серьезные, но число заемщиков - это всего лишь 2 процента от общего числа фермеров в стране. Очень мало. Доступ к кредитам, помимо прочего, сдерживается отсутствием надлежащей залоговой базы у крестьян. АККОР предложил вариант создания в субъектах РФ специальных фондов, которые гарантировали бы банковские риски вместо залоговой базы. К сожалению, фонды созданы пока только в 8 регионах, остальные раскачиваются. Потенциал в десятки миллиардов рублей дополнительных средств не используется.

- Узким местом АПК является сбыт и переработка продукции. Что здесь меняется?

- Мы еще не создали замены сельской потребкооперации советского образца, которая действовала не лучшим образом, но часть проблем решала, имея сеть магазинов и заготовительных контор. Закупку сырья у крестьян теперь ведут либо сами предприятия переработки, либо барышники-спекулянты, действия которых вызывают массу вопросов с точки зрения законодательства, санитарии. В свое время я проходил стажировку у фермера в Германии. Могу сказать об уровне кооперации среди европейских фермеров. Не идеал, но близко к этому. К такому уровню специализации и нам следует стремиться. Чтобы каждый исполнял свою работу и не отвлекался на другие дела. Скажем, один производит корма, другой держит коров, третий откармливает молодняк, четвертый обеспечивает транспортные перевозки, пятый варит сыр…

Тут масса работы колбасникам, кондитерам - и так вплоть до прилавка. Все увязаны кооперативными связями при общей выгоде, включая население. Надо основательно браться за это. В национальном проекте механизмы заложены, предусмотрено финансирование. Опасения вызывают две вещи. У самих фермеров - сложившаяся, к сожалению, практика необязательности договорных отношений между партнерами в сфере межхозяйственных кооперативных связей. У представителей среднего и малого предпринимательства к этому добавляются сложные процедуры оформления бизнеса, доступа к кредитам, слишком объемистая отчетность и «саранча» проверяющих - контролирующих, наказывающих органов. Государство обязано помочь создать условия для честных рыночных отношений и организации всего комплекса работ.

А люди, поверьте, сами найдут дорогу друг к другу. Только условия должны быть простыми, прозрачными для всех и всем без исключения выгодными.Наши фермеры именно этого ждут. Деньги, кредитные льготы, налоговые послабления также важны для развития дела, но все это пойдет прахом, если не обеспечить нормальных условий для деятельности крестьянина и его партнеров. Будут условия - фермер сам себе дом построит, пенсию заработает, детей нарожает и выучит. В его семейные дела государству не стоит особо вмешиваться.Разумная социальная политика правительства в деревне - это создание сельской инфраструктуры: дороги, связь, газификация, энергоснабжение, школы, детсады, очаги культуры, не уступающие условиям города. Вся Европа так живет, Канада, США. Ранчо находится шут знает где, а бытовой сервис не хуже, чем в городском квартале.

- Владимир Николаевич, рыночные отношения строятся в первую очередь на выгоде. Зачем апеллировать к чувствам, которые на базаре не совсем уместны? Мораль, нравственная ответственность, долг... Сколько людей из-за них разорились - себе дороже…

- Общими усилиями мы должны добиться, чтобы совесть стала рентабельной. Иначе законы действовать не смогут. Наша «борьба» с коррупцией тому очень хорошее подтверждение. Сейчас заговорили о сбережении народа. А что это, если не обеспечение его в первую очередь достаточным, полноценным питанием? Чем не идеология сотрудничества крестьян и правительства?

Цель ясная, благая, посильная. Нужды населения страны вполне просчитываются по медицинским нормам потребления основных пищевых продуктов. Сытая жизнь человека обеспечивается ежесуточным рационом в 3600 килокалорий. При населении 145 миллионов человек нетрудно суммировать то, что необходимо для качественного разнообразия народного стола. В ООН считают одним из главных критериев производство зерна из расчета 1 тонна на человека. Отсюда задание для земледельцев России: вырастить 145 миллионов тонн. Потребности в животном белке - это десятки миллионов тонн мяса, молока, рыбы. Конечно, добиться этого непросто. Полноценное питание не обеспечивал и советский Агропром. Подтягивались к 3200 килокалориям. Потом сбили планку почти на треть, скатились до уровня развивающихся стран. Россияне принажали на хлеб и картошку - самый верный признак продовольственного неблагополучия. Да кого это обеспокоило? В магазинах, на рынках всего полно.

И колбасы, и сыров, икры красной и черной. Витринные развалы до сих пор застилают острейшую проблему. Миллиарды долларов уходят на покупку импортного продовольствия - следовательно, на сельское хозяйство западных стран, а крестьянство России оказывается не у дел. Продолжается истребление скота. Основное стадо России теперь составляет 10,6 миллиона голов. Столько держали 7-8 областей в СССР. Валовые объемы надоя молока, производства скота и птицы в живом весе слегка поднялись по сравнению с 2005 годом, но какая радость? Даже рекордные надои коров и привесы молодняка сегодня не могут спасти, коли на каждого россиянина осталось 0,06 коровы, 0,08 бычка, по 0,1 овцы и свиньи. Это если посчитать поголовье во всех категориях хозяйств, включая подворья и фермерские, где товарность продукции по разным причинам невелика, в том числе из-за плохой организации сбыта. О чем говорить, если парное молоко в деревнях вынуждены выливать поросятам. У фермеров дела обстоят несколько лучше. В прошлом году они обеспечили рост производства по всем показателям от 7 до 21 процента. Причем овец и коз у фермеров стало гораздо больше, чем в сельхозпредприятиях. На подворьях, где стоит основное коровье стадо, поголовье снизилось на 33 тысячи буренок, а у фермеров почти столько же прибавилось.

Но отвечаю на ваш главный вопрос: накормят ли фермеры страну? Одни фермеры не накормят. Их очень мало. Современное сельхозпроизводство России не может обойтись без крупных «фабрик» мяса, молока и зерна. Строительство мощных свиноводческих и молочных комплексов, в том числе за счет средств национального проекта, - правильный путь. А с учетом масштабов России - тем более. Фермерские хозяйства должны закрыть сегмент рынка, занятый подворьями. Личные хлева и огороды не могут обеспечить продовольственную безопасность современного государства. Это походит на политику Китая времен Мао, когда во дворах строили домны. Будущее аграрного комплекса России - это многоукладная экономика, в которой должны быть созданы хорошие и равные условия для развития как крупного товарного производства, так и фермерских хозяйств.А если уж говорить о лозунгах, то не надо пользоваться ими с провокационными либо спекулятивными целями, возвышая одних и принижая других. Я за то, чтобы главным лозунгом всего нашего народа был такой: «Возродим село - возвеличим Россию!»

Владимир Николаевич Плотников

Родился 30 ноября 1961 года в селе Гусевка Ольховского района Волгоградской области. С отличием закончил агрономический факультет Волгоградского сельскохозяйственного института. Работал агрономом в родном совхозе. Заочно окончил экономический факультет Сельскохозяйственной академии и аспирантуру, а после избрания депутатом Государственной думы РФ - Дипломатическую академию МИД РФ.

Кандидат сельскохозяйственных наук.В 1993 году Владимир Плотников стал самым молодым в стране специалистом, получившим звание заслуженного агронома Российской Федерации. Тогда же избран депутатом в I Государственную думу по Михайловскому одномандатному округу Волгоградской области. В Госдуме становится активистом Аграрной партии России (АПР).В апреле 2004 года избран председателем Аграрной партии России. С ноября 2005 года - президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).
Женат. Сын учится в 10-м классе, дочь - студентка экономического факультета МГУ.