Азбука для родителей

Азбука для родителей

Где это видано? где это слыхано?

«Моей дочери Арине 9 лет, учится в третьем классе. Отказывается надевать школьную форму (белый верх, темный низ), потому что у всех девочек блузки с кружевами и юбки в складки, а у нее все обыкновенное. Буквально воюет со мной: не пойду в школу!
И если бы только это! Еще недавно дочке было совершенно все равно, кто и что говорит о ее одежде, внешности, поведении. Бабушка, приходя к нам в гости, часто делала ей замечания, потому что Ариша с раннего детства непоседа. То и дело слышалось: «Не вертись! Опять растрепанная! Что ты на себя напялила?» И все в таком роде. Аришка будто не слышала - ха-ха-ха, и все по-своему. Но с нового учебного года ее как подменили. Каждое слово о себе ловит в четыре уха. «Мам, Анька сказала, что я недомерок. Я правда маленькая? А я еще вырасту? Мам, Синицын меня толкнул, я чуть не упала, все смеялись! Наверное, я хуже всех! Анечку-красавицу он, небось, не толкает! Мам, тетя Роза-лифтерша сказала, что у меня нос картошкой, таких замуж не берут. Значит, я навсегда останусь одна?»
И так без конца, каждый день. И слезы!
Первая красавица класса Аня выше всех мальчиков, хвастается, что у нее модельный рост. Вот Арина и сравнивает себя с ней. Толкают мальчишки всех, смеются над всеми. Но Арише кажется, что только над ней. Болтовню малограмотной тети Розы Арина воспринимает как истину в последней инстанции. Как помочь дочери преодолеть зависимость от чужого мнения? Ведь ей трудно жить. С ужасом думаю: вдруг этот страх - «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» - с возрастом будет все сильнее? Сегодня она не хочет идти в школу в немодной форме, а завтра будет мучиться из-за отсутствия особняка, «мерседеса» и норковой шубы. Сочтет себя неудачницей, если придется работать бухгалтером, а не сниматься в кино. Посоветуйте нам что-нибудь, пожалуйста!»
Клавдия Михайловна Добров, Красноярский край

На письмо читательницы отвечает психолог Валентина ПЕСОЦКАЯ

Уважаемая Клавдия Михайловна!
Ответ на ваш вопрос уже давно дал детский поэт С.Я. Маршак в стихотворении «Мельник, мальчик и осел». Его смысл доступен любому ребенку, так что можете поделиться с дочкой. Начинаются стихи элегически: Мельник на ослике ехал верхом, // мальчик за мельником плелся пешком. // - Глянь-ка, - толкует досужий народ, // - дедушка едет, а мальчик идет! // Где это видано, где это слыхано? // Дедушка едет, а мальчик идет! Дальнейшие события разворачиваются стремительно. Идя на поводу у общественного мнения, дедушка срочно уступает место мальчику, но прохожие все равно недовольны! «Где это видано, где это слыхано - // маленький едет, а старый идет?» Чтобы угодить прохожим, дедушка и мальчик усаживаются на ослика вдвоем. Но успокоить народ им все равно не удается. Находится человек, которому подобная картина смешна, и тут же высказывает свое мнение: «Где это видано, где это слыхано, // деда и внука скотина везет!»
Дедушка и мальчик находят еще один выход из положения, проявляя при этом недюжинную фантазию, которой им недостает только на одно - поступить по-своему! «Мельник и мальчик садятся вдвоем - // оба на ослике едут верхом. // - Фу ты, - смеется другой пешеход, - // деда и внука скотина везет!» Опять дед с внуком не угодили! Что ж, остается последний вариант: «Дедушка с внуком плетутся пешком, // ослик на дедушке едет верхом». Казалось бы, на сей раз придраться не к чему, но как бы не так! «Тьфу ты! - хохочет народ у ворот. - Старый осел молодого везет! // Где это видано, где это слыхано, // старый осел молодого везет!»

Как видим, сколько ни подстраивайся под чужое мнение, вызвать одобрение все равно не удастся, еще и ослом прослывешь! Придется деду и внуку обзаводиться собственным мнением, и следовать ему, невзирая на окрики недовольных!
Все это, конечно, шутка, сказка... Но в ней намек - добрым молодцам урок!

Урок заключается в том, что, конечно, жить в вакууме невозможно. Все мы члены социума, живем в обществе, а быть свободным от общества, как сказано у классика, нельзя. Так или иначе мнение посторонних людей влияет на нас и в лучшем случае - портит настроение, в худшем - жизнь.

Что же делать? Как мы вообще попадаем в зависимость от чужого мнения, если точно известно, что это не врожденное свойство? Маленькие дети, к примеру, авторитетов не признают - часто гнут свое, ни на кого не обращая внимания. «Давай, Леша, купим азбуку в картинках - смотри, какая красивая и полезная игра!» «Нет! - капризничает Леша. - Не хочу азбуку, хочу трактор!» «Да как же трактор? Вот тетя-продавщица тоже говорит - лучше азбуку!» «Нет! - уверенно машет руками Леша. - Я лучше знаю! Трактор!»
Азбука для родителейЧаще всего мы выходим из магазина с азбукой. «Машинок у тебя пруд пруди, ставить некуда. Трактор ты через пять минут сломаешь, и толку никакого. А ведь тебе скоро в школу! Пора буквы учить!»
Мы вовсе не ратуем за то, чтобы все капризы ребенка исполнялись, ни в коем случае. Просто давайте вспомним, как мы настойчиво и последовательно отучаем ребенка от своего «я», подавляя его своим диктатом: «Мал еще свое мнение иметь!», «Как я скажу, так и сделаешь!», «Машу на фигуристку учиться отдали, ты тоже пойдешь!» И как венец всему: «Я» - последняя буква в алфавите!»

Излишняя авторитарность взрослых лишает ребенка самостоятельности, занижает самооценку. Властная мама, вмешиваясь даже в те ситуации, когда малыш способен и должен разобраться сам, лишает его выбора, отучает мыслить и принимать решения. Потом он может оказаться во власти учительницы с такими же диктаторскими замашками... Ближе к подростковому возрасту их место занимают друзья, потом «зомбоящик», гламурные СМИ, диктующие моду на музыку, одежду, книги, поведение, на семью и брак... Круг замыкается, и вот уже не имеющие своего мнения бывшие дети растят и воспитывают собственных...

Выход из замкнутого круга прост.
1. Учимся отсекать мнения людей, которых не знаем, не уважаем, не знакомых толком ни с нами, ни с нашей ситуацией.
2. Осознаем, что ответственность за собственную жизнь несем сами, и потому последнее слово всегда за нами.
3. Читаем, общаемся, думаем, сравниваем, активно участвуем в жизни, чтобы обзавестись собственным мнением по всем вопросам. Овчинка стоит выделки, потому что тогда чужие мнения перестанут на нас влиять.
4. К советам и критике авторитетных для нас людей прислушиваемся, но окончательное решение принимаем сами.
5. Когда над нами начнут смеяться, спрашивая «Где это видано, где это слыхано?», продолжаем спокойно двигаться вперед по собственному компасу, чтобы не выглядеть тем ушастым животным, которое так весело изобразил Маршак...