Целитель отец Мелитон, священник Троице-Сергиевой лавры

Единственный в России

Человек, с которым мы сегодня вас познакомим, - православный иеромонах, служащий священник Троице-Сергиевой лавры, зовут его отец Мелитон. Собственно говоря, физических заболеваний он не лечит. Но он помогает слепым, глухим и слепоглухим детям найти свое место в окружающем мире, обрести навыки и умения, необходимые для жизни, защитить неокрепшие души от зла и безверия. И в этом смысле он Целитель. Подробно об отце Мелитоне и детском доме при Троице-Сергиевой лавре, где помогают адаптироваться к жизни детям-инвалидам, рассказывает журналист Д. Травинов.

Признаюсь, нелегко было побудить отца Мелитона рассказать что-либо о нем самом, о его жизни. Говорил он в основном о детском доме и его питомцах, которых он, выражаясь языком православным, духовно окормляет. Основная особенность этих ребятишек в том, что все они в той или иной степени слепоглухие. Представьте ребенка, который ничего не видит и не слышит (или слышит и видит слабо, или слышит, но не видит!). Как с таким ребенком заниматься? Как помочь ему освоить хотя бы основные навыки самообслуживания? Как научить ориентироваться в пространстве? Распознавать предметы? Читать и писать? Общаться с другими людьми? Понимать их?

Таких вопросов у нас, обычных людей, множество. Ответить на них даже гипотетически мы не в состоянии. А вот те, кто трудится в этом уникальном детском доме (в их числе и отец Мелитон), всему, о чем говорилось выше, детей обучают.

Витя Бадмаев из Калмыкии попал в детский дом в 1990 году, когда ему было 6 лет. Плохо видел, не слышал. Был настолько слаб, что воспитатель его группы сшила ему специальную меховую безрукавочку, чтобы мальчик не дрожал все время от холода. Сейчас он вырос и в другом городе учится на художника-дизайнера. Почему-то очень часто слабовидящие, глухие дети хорошо рисуют, причем для них характерна предельно тщательная прорисовка деталей изображаемых предметов.

Паша Казаков, от которого когда-то отказалась мама, был принят в детдом в пятилетнем возрасте с диагнозом: слепой и глухой. (Позже выяснится, что у мальчика отличный слух!) А через несколько дней после его поступления воспитатель группы услышала знакомую мелодию, которую кто-то уверенно подбирал на игрушечном пианино. Это был Паша. В куче игрушек он разыскал незнакомый предмет - это самое пианино - и быстро разобрался в его назначении. Убедившись в том, что мальчик обладает хорошим музыкальным слухом, с ним начал заниматься преподаватель музыки. Сейчас Паша уверенно играет на фортепиано, подбирая мелодии по слуху.А две подружки, Лена Лысенко и Ира Галинская, в детском доме с 7 лет. Обе слабовидящие и глухие. Получили среднее образование, а затем с отличием окончили педагогический институт по специальности «дефектология». Сейчас работают в своем же детдоме педагогами, среди воспитанников пользуются непререкаемым авторитетом...

К сожалению, в России такой детский дом единственный. Его основатель - известный советский педагог-подвижник И.А. Соколянский. Еще в довоенные годы, возглавляя спецшколу в Харькове, он обучал наукам и ремеслам слепых и слепоглухих детей. После войны работал в Московском институте дефектологии, а в 1962 году ему удалось добиться постановления правительства об открытии в Загорске (так именовался тогда Сергиев Посад) детского дома для слепоглухих детей с нормальным умственным развитием. Детский дом постепенно расширялся. Теперь это целый городок на 10 гектарах земли. Живут в нем 220 воспитанников в возрасте от 2 до 18 лет, но есть и ребята постарше. И работают более 200 человек: нянечки, воспитатели, учителя, медики, охранники. Большинство из них трудятся там давно. Директор детского дома Галина Константиновна Епифанова отдала этому благородному делу более четверти века.Обучение детишек, только-только поселившихся в детском доме, начинается с привития самых простых навыков жизни в коллективе.

Слабовидящие и слабослышащие дети зачастую не умеют делать самых простых вещей. А причина нередко в том, что любящая мама, лихорадочно обращаясь к новым и новым врачам, не приучает ребенка почти ни к чему. Она его так опекает, что маленькому человечку уже ни к чему хоть что-нибудь делать самому. Такие дети подчас даже не умеют брать в руки предметы. Бывают случаи, когда ребенка надо учить откусывать и жевать пищу. Происходит это, если в семье он постоянно питался из бутылки с соской, куда ему наливали протертую или полужидкую еду. Нередко довольно уже больших детей, поступающих из больниц или домов ребенка, где они в основном лежали в кроватях, приходится учить ходить. Вот почему в детском доме при Троице-Сергиевой лавре для каждого вновь попавшего сюда малыша сразу же составляется индивидуальная программа развития. И самое в ней важное - это совместная работа педагога с ребенком. Что бы ни делал ребенок, педагог всегда рядом.

Воспитатель осторожно берет руки ребенка в свои - и все процедуры начиная с утра они выполняют в «четыре руки»: «Вот мы надели колготки, вот мы умыли личико, вот мы берем ложку и едим кашку». День за днем идет этот неторопливый процесс, в ребенке постепенно пробиваются ростки будущей самостоятельности.Восприятие окружающего мира у слепоглухих детей происходит через осязание, обоняние, вкусовые ощущения. Любой предмет, попавший к нему в руки, такой ребенок долго ощупывает, нюхает и облизывает. Поэтому одна из задач педагогов и воспитателей - развитие компенсаторных возможностей воспитанников, обучение их на основе сохранившихся у них органов восприятия окружающего мира. Начинают с самого элементарного. Ребенок изучает несколько одинаковых чашек: «Это чашка». Потом добавляют одну чашку такой же формы, но большего размера: «Эти чашки - маленькие, а это - большая».

Добавляют чашку, но уже с ручкой: «Это ручка, за нее берутся». Так, терпеливо и заботливо начинается познание ребенком новой для него науки - жизни в мире предметов. Помимо учебных классов в детском доме оборудованы мастерские: ткацкая, керамическая, художественная, механическая. Имеется своя типография. Проводятся занятия по изготовлению цветов из ткани, тряпичных кукол и деревянных игрушек, плетению из сизалевых волокон. Механическая мастерская заключила договор с местным предприятием по изготовлению мелких деталей мебели. В 2001 году в одном из помещений детского дома был оборудован домовый храм и освящен в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Иеромонах Мелитон (Присада) как раз и стал здесь служащим священником. Еще обучаясь в Московской духовной семинарии, он принял монашеский постриг. Все свое время отец Мелитон проводит среди детей и воспитателей, участвуя во всех делах дома и подавая другим пример ясностью и бодростью своего духа. Человек он здесь отнюдь не случайный. Светское его образование - педагогическое. И перед тем как поступить в семинарию и впоследствии стать монахом, он работал со слабовидящими и слабослышащими детьми, а потому об их особенностях знал не только из книг.Как же отражаются церковные службы и просто присутствие православного священника на жизни детского дома?

После посещения домового храма дети становятся более умиротворенными и спокойными. Они крепче дружат между собой, отзывчивее к просьбам старших товарищей и педагогов, лучше себя ведут. От них не услышишь бранного слова. Уборка храма и участие в богослужениях - для детей радость. Приводя храм в порядок, они учатся заботиться и о своем доме. Как слепые, так и глухонемые дети начиная с 6-7 лет с удовольствием участвуют в богослужении. Одни облачаются в стихарь и выполняют обязанности пономаря, другие поют в хоре. Пономарскую службу они несут попарно - один глухонемой мальчик, другой слепой. Глухонемой, но зрячий помогает слепому ориентироваться в пространстве перед алтарем. Слепой, но говорящий тем временем читает богослужебные тексты по азбуке Брайля. Надо видеть лица детей в храме: они просто светятся радостью. Ребятишки в детском доме не сидят взаперти. Для них регулярно устраивают экскурсии и паломнические поездки. Они, например, побывали в деревне Воздвиженье Ивановской области, где есть домик, в котором 70 лет прожил блаженный инок Николай (Коленька) Ереминский, ослепший от руки разбойника, но обретший дар прозорливости.

Православные люди почитают его покровителем всех незрячих. Бьющий неподалеку источник считается целебным, и слепые детишки в нем плескались в надежде на исцеление. Явного чуда, к сожалению, не случилось. Но разве это не чудо, что дети, от рождения незрячие и глухие, обретают реальную возможность жить полноценно и радостно?

Написать в детский дом при Троице-Сергиевой лавре можно по адресу: 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Пограничная д. 20. Детский дом, директору.
E-mail: meliton@yandex.ru
Телефон справочной детского дома (495) 728-49-83.

А если кто-то из наших читателей пожелает помочь детскому дому материально, в чем здесь всегда есть нужда, сообщаем его расчетный счет:«СП-Банк» (ООО), г. Сергиев Посад, ИНН 7702062635, к/с 30101810900000000789, БИК 044552789.
Для благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского:расчетный счет 40703810400000001246, ИНН 5042085742, КПП 504201001.