Кто желаннее: мальчик или девочка?

Кто желаннее: мальчик или девочка?

Куда нас тащат семейные традиции, возможности современной медицины, глубинные социальные течения и растущий индивидуализм

Кто желаннее: мальчик или девочка?Мал золотник, да дорог
Людмила, моя давняя знакомая, - умная, образованная, симпатичная, жизнерадостная женщина. Всего добивается трудом. Когда-то мы работали вместе и, как водится, обменивались семейными новостями. Ее дочери было тогда 12 лет. Однажды Люда пришла с опозданием, вся взбудораженная. Сказала, что ходила в женскую консультацию. И достала из сумки прозрачную папку, в ней - шелковистый листок с черно-белым изображением... Снимок УЗИ - ультразвукового исследования. Показала на какую-то деталь - вот он, посмотрите, тот малюсенький отросток, который свидетельствует, что ребенок - мужского пола. Сын!
Мы и не знали, что Люда беременна. Она вообще-то не хотела заводить второго ребенка - слишком много проблем: с жильем, с деньгами, со временем... Но вот забеременела. И теперь, когда узнала, что это мальчик, решила рожать.
- А если бы девочка?
- Ну, у меня же есть одна дочь...
Это было девять лет назад. Сын ее уже школьник.
Сплав медицины и бизнеса
Кто родится, вам сообщат при ультразвуковом исследовании в обычной женской консультации уже на двенадцатой неделе беременности
. Но наука не стоит на месте: пол ребенка теперь определяют и гораздо раньше, анализируя мочу или кровь матери на эмбриональную ДНК. Анализ крови предпочтительнее - он точнее. Ученые с торжеством объявляют: это можно сделать уже после седьмой недели беременности! Цель, конечно, очень благая: предотвратить рождение больного ребенка (есть болезни, которые, например, передаются по наследству только мальчикам - та же гемофилия). Хотя на этом сроке точность тестирования пока не стопроцентная.
И по разным странам картина с тестированием, конечно, очень пестрая. Так, в американских государственных больницах анализ крови для определения пола ребенка пока не делают, но при желании всегда можно обратиться в частную клинику. А в Европе, если есть тревожащие медицинские показания, такой тест делают и в государственных клиниках, и даже на пятой неделе».
Кроме того, множество компаний по всему миру продает через Интернет наборы для анализа крови и мочи на пол эмбриона. Цена - несколько сотен долларов.
Идет выбраковка девочек
Как мужчины «поздравляют» молодого отца, у которого родилась дочь? «Ну ты бракодел!». Говорят шутя. Или полушутя. Но вот факт: в мире уже не хватает 117 миллионов женщин! Такие цифры прозвучали на недавней международной конференции, которую организовал Фонд ООН в области народонаселения.
Самый сильный перевес в мужскую сторону, как и следовало ожидать, возник в странах, где многовековые традиции дискриминируют женщин. Природа вообще-то распорядилась так, что обычно на 100 девочек рождается 104-105 мальчиков. Но сейчас массовое использование УЗИ для пренатальной диагностики позволяет женщинам делать «селективный аборт», если плод женского пола. Стихийная корректировка привела к тому, что в Китае, например, на 100 новорожденных девочек приходится уже 118 мальчиков, в Азербайджане - 117, в Индии - 110...
Кто желаннее: мальчик или девочка?Решение часто принимает сама женщина. Ей хочется порадовать мужа и родню (да и себя), родить добытчика и наследника рода, а не обузу для семьи, ведь для дочери иногда чуть ли не с детства надо готовить приданое... Решение принимает женщина, но разве ее выбор можно считать свободным? Он продиктован всеобщей практикой дискриминации по половому признаку.
А если дочери все же позволили родиться? В тех же странах Азии ей придется упорно бороться за жизнь. Там о девочках традиционно заботятся меньше, поэтому они погибают в младенческом возрасте чаще, чем мальчики. Эта особенность настолько бросается в глаза, что ее не раз описывали иностранцы. В романе замечательного американского писателя Джеймса Клавелла «Тай-Пэн», например, есть такое рядовое наблюдение. Действие происходит в Китае в 40-е годы XIX века. Герой в минуту передышки меланхолически разглядывает сампан, стоящий на якоре близ берега. Сампан - это лодка, в которой живут и работают танка, «речные люди». Вся их жизнь от рождения и до смерти проходит на плаву и на виду. Герой наблюдает в сампане всю семью - и взрослых, и детей. Некоторые дети для безопасности привязаны к лодке веревкой, закрепленной у них на поясе. И он понимает, что это, скорее всего, сыновья. Дочерей не привязывают, ими не дорожат...
Традиция не ушла в прошлое: во многих семьях и многих цивилизованных обществах для девочки, несмотря на декларации о равенстве прав, по-прежнему жалко даже веревки. Родителям и в голову не приходит, что их привязанные сыновья скоро станут мужчинами и при поиске невесты могут столкнуться с трудностями.
А теперь про Индию
Почему про Индию? В этом демократическом государстве нежелательные процессы вытаскиваются из тени и обсуждаются. И там статистика не опустилась до роли прислужницы циничных политиков. Так вот, с начала 90-х годов в Индии провели уже три общенациональных исследования по этой проблеме. Потому что за последние 30 лет там абортированы - то есть убиты - около 12 млн девочек! Причем родители, решающиеся на такой шаг, стали в среднем образованнее и богаче (аборты там, как правило, платные). Хотя еще в 1996 году правительство приняло закон, который запрещает использование УЗИ для раннего определения пола и избирательного абортирования девочек, процесс только набирает скорость. Трудно добиться соблюдения закона, когда наряду с государственными больницами существует огромное количество неконтролируемых частных клиник и когда эта услуга востребована.
И не только эта.
За свадьбу дочери индийские родители должны платить. Одновременно еще давать за нею приданое. Таковы традиции. Подсчитав будущие траты, некоторые семьи находят кардинальное решение: обращаются к хирургам с просьбой «переделать» их дочь в сына. Не так давно в местной прессе всплыла цифра: за полгода хирурги сделали 300 таких операций, за которыми стояло лишь желание родителей, а не какие-то врожденные аномалии развития половых органов ребенка. В ходе операции врачи формировали пенис из женских половых органов и вводили мужские половые гормоны, хотя уже известно, что это чревато импотенцией и бесплодием.
Индийская организация по защите прав женщин и детей назвала все это «общественным безумием», а национальная комиссия по защите прав детей потребовала от властей принять адекватные меры по восстановлению гендерного баланса...
«Предзаказ» детей - уже не фантастика
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) тоже пытается сделать что-то конкретное. Но попытки эти выглядят бессильными и даже жалкими. Так, комитет Совета Европы по равным возможностям предлагал принять постановление и запретить сообщать пациенткам пол будущего ребенка. Держать язык за зубами должны, по идее, врачи государственных больниц всех 47 стран - членов Совета Европы (в их числе и Азербайджан, и Армения, и Турция, и Россия - мы вступили в это сообщество еще в 1996 году).
Но... все решения Совета Европы носят только рекомендательный характер. И они совсем не касаются частных клиник, среди которых многие специализируются на абортах (по сути, делают на них деньги).
Интересное совпадение: чуть ли не рядом с информацией об этих шагах ПАСЕ публиковались новости из мира генетики. На тему: «Когда же мы сможем получать детей «под заказ»?» Предимплантационная генетическая диагностика (ПГД) разработана еще в 80-е годы ХХ века. Этого требовала необходимость помочь женщинам, которые страдают бесплодием и прибегают к экстракорпоральному оплодотворению. С тех пор методы проверки эмбриона постоянно совершенствуются. Их задача - отследить хромосомные аномалии или вредные мутации и отбраковать такой эмбрион. Однако дать заказ на «ребенка из пробирки», обладающего особыми задатками (вроде абсолютного музыкального слуха или исключительных спортивных дарований), по-прежнему нельзя. Наука пока не в силах выполнить такие пожелания клиентов. Но она, конечно же, может выбрать клиенту ребенка желаемого пола! Есть такая система - MicroSort. Она разделяет сперматозоиды на «мужские» (при слиянии с яйцеклеткой они гарантируют вам сына) и «женские» (они подарят вам девочку). Методика непростая и довольно дорогостоящая, зато доказала свою стопроцентную надежность.
Кто желаннее: мальчик или девочка?Мечты сбываются! Бездетные пары, измученные несчастьем бесплодия, теперь не просто получают ребенка. Они получают того, кого больше хотят: либо дочь, либо сына. Как вы полагаете, кого чаще будут заказывать?
Страховочная веревка на поясе
Совсем недавно наши социологи опросили 1 600 человек старше 18 лет. Опрос был проведен в канун двух праздников - 23 февраля и 8 Марта, мужского и женского. Оказалось, что довольны своей участью 91 процент россиян и 65 процентов россиянок. Под участью подразумевалось то, кем они родились.
Но почти треть наших соотечественниц считают, что их жизнь сложилась бы лучше, родись они мужчинами. Основные доводы: мужчинам легче строить карьеру, заработная плата у них выше, им не приходится вынашивать и в муках рожать детей (а ведь во время родов женщины по-прежнему могут и умереть, несмотря на прогресс медицины!), а потом тащить на себе семью и хозяйство, и вообще женщины вынуждены вести себя терпеливо и сдержанно, когда «просто хочется дать в морду», а еще надо ежедневно краситься и делать прическу... Конечно, объяснения поверхностные, неполные, в них все смешано в кучу - и серьезное, и суетное, даже мелочное. Но и гадать не надо, ребенка какого пола эти женщины оставят в живых, если придется выбирать.
Любопытно, что тех, кто хотел бы родиться мальчиком, больше среди пожилых женщин. Уж они-то хорошо знают, почем фунт лиха!
А мужчин, которых привлекает женская судьба и обличье, всего 5 процентов. Основной довод: традиция не заставляет женщин напрягаться, быть сильными и успешными. Причем об этом чаще говорят молодые мужчины, которым еще предстоит строить карьеру и создавать семью. (Но они хотя бы удержались от жалоб на необходимость ежедневно бриться...) Пожилые же мужчины вполне довольны выпавшей картой. Родиться мальчиком - все равно что родиться в рубашке. Ну или со страховочной веревкой на поясе.
Куда идет цивилизация
Один мудрый историк сказал: «Невозможно объяснить настоящее только настоящим». Значит, надо оглянуться и вглядеться в то, что позади нас. Вглядимся.
Причины явления, с которым в ХХI веке столкнулся мир, закопаны, видимо, глубоко. Когда-то женщине жилось не худо. Так называемое доисторическое общество было ориентировано на нее - с этим согласны практически все ученые. Любой археолог вам скажет, что статуэтки и рисунки Ледникового периода буквально кричат о том, что человечество тогда культивировало любовь к женщинам и животным. Бесконечно долго божество было только женского пола. Но потом цивилизация пошла по пути греко-римскому, иудеохристианскому, где царил Зевс-Юпитер, Иегова-Христос (или Вишну, или Тескатлипоки, или Хатиман - в общем, существо мужского рода в роли бога). Специалисты, глубоко исследовавшие мифы народов мира и археологические находки, проследили четкую тенденцию: в течение нескольких тысяч лет статус женщины неуклонно снижался - от древнего божества до полурабыни, которая только в ХХ веке начала отчаянно выпутываться из семейных и общественных оков...
Пока человечество было крошечным и уязвимым, его вдохновляла женская роль рождения, продолжения рода, то есть самой жизни. И собирательство, которым занимались женщины, считалось столь же важным занятием, как и охота. Но последние 3-5 тысяч лет разросшиеся человеческие сообщества вдохновляются, по большому счету, лишь мужской ролью убийцы и носителя смерти. И сочинителем сказаний, мифов, поэм из века в век выступает охотник и воин - либо какой-нибудь Гомер, который семенит рядом с ними и заглядывает им в глаза. Или летописец, сидящий в монашеской келье и ненавидящий все женское, «бесовски прельстительное»... Или историк, считающий матриархат не историей, а лишь предысторией человечества...
Один человек может ошибаться. Но возможно ли такое, что ошибается и осложняет себе жизнь вся цивилизация?
Подрегулированное человечество
Вообще-то психологи давно бьют по этому поводу тревогу.
Говорят, что от поколения к поколению растет число девочек, которые с отвращением относятся к женским видам деятельности, потому что общество считает их малоценными. Что слишком много стран, где развитие девочек по-прежнему стеснено рамками, где мужчины снова и снова отправляют женщин на кухню и в детскую и убеждают, что это и есть их стезя. Что все это слишком несправедливо, недальновидно, неконструктивно, что это, ни много ни мало, цивилизационная ошибка. Что род человеческий пилит сук, на котором сидит... И т.д. и т.п.
Однако общество, управляемое мужчинами, ученых не слушает. Ведь этот мир удобен для мужчин.
Но останется ли он таким же удобным, когда баланс мужчин и женщин подойдет к неким критическим цифрам? Если на 100 женщин будет, допустим, 130 мужчин? Или 150? Вообще-то порог критичности никто не знает: ничего подобного по масштабам мир еще не переживал. Наверное, только талантливые писатели-фантасты могли бы спрогнозировать, в живых деталях и драматических коллизиях изобразить такое «перекошенное» человечество... Рядовому землянину на это не хватает ни знаний, ни воображения.