Об актере Евгении Миронове

Актер ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: "Роль - это прыжок в облака".

Евгений Миронов: "Я по натуре странник..." На вручении одной из главных кинематографических наград Российской национальной киноакадемии "Золотой Орел" за лучшую мужскую роль года Евгений Миронов был печален. Хотя именно ему досталась эта престижная награда. Стоя на сцене с прекрасной статуэткой "Золотого Орла", он сказал: "Две недели назад умер мой папа. Папа, я очень тебя любил. Ты слышишь меня. Я посвящаю тебе эту свою премию..." В его словах не было ничего от традиционных признаний, которые делают звезды экрана, получив награду.

Миронов действительно принадлежит к той, к сожалению, редкой в наши дни категории сыновей, которые отчетливо понимают, что лучшим в себе они обязаны родным. Евгений Миронов родился в Саратовской области, в военном городке Татищево-2, 29 ноября 1966 года. Его отец Виталий Сергеевич - водитель. Мать Тамара Петровна - электросварщица, ее девичья фамилия Доронина. Так что родители Евгения носили славные актерские фамилии. Может быть, такая "наследственность" не случайна?

Ровесники вспоминают, что школьник Женя Миронов был замкнут и даже несколько странен. Например, по собственной воле пошел заниматься в хореографический кружок, где плясали одни девчонки! Мужское ли это дело - плясать! Зато теперь любо-дорого посмотреть, как танцует Женя Миронов... Наверное, еще более странным казалось то, что он никогда не дрался. Но не из трусости. - Я не дрался принципиально, даже когда чувствовал себя обиженным, - говорит Миронов. Это пришло к нему, в первую очередь, от атмосферы родного дома, от того, как воспитывали его и сестру Оксану мать и отец. - Рос, как в оранжерее, - вспоминает Евгений. - Никакого наказания - никогда! И всегда с ужасом слушал, как одноклассники рассказывали, что их порют. У нас была идеальная семья. Мы устраивали кукольные спектакли для родителей и гостей. Главные женские роли играла сестра. В пятом, кажется, классе состоялся мой режиссерский дебют. Поставил мюзикл "Красная Шапочка" на музыку... Верди. Сам читал текст. Сам изображал оркестр, играя на фортепьяно, аккордеоне, барабане. Я учился в музыкальной школе по классу аккордеона. Успех был огромный! С того дня два пятых класса боролись за то, чтобы я стал их соклассником... Увлечение сценой, атмосфера родного дома напрочь исключили для Жени Миронова праздное шатание по улицам и подъездам. - Попытка закурить закончилась для меня обожженными бровями и ресницами, чего мама не могла не заметить. Это надолго отвратило от курения...

Хотя сейчас Миронов курит, и много, расслабляясь во время коротких перерывов на репетиции или съемке.Окончив восемь классов, Евгений поступил в Саратовское театральное училище, его руководителем была известная актриса Вера Ермакова, память о которой Миронов верно хранит до сих пор. А еще все время рядом с ним была мама. Она, как никто другой, разделяла планы и надежды сына. В молодости Тамара Петровна играла в самодеятельности, отличалась недюжинными актерскими способностями. Потом вышла замуж, родила сына, дочь. Работа и дом занимали все ее время, самодеятельность пришлось бросить...

Женя Миронов мог бы, конечно, остаться в Саратове, работать там в театре, но все его помыслы были связаны с Москвой, где он хотел продолжить учебу. Причем имя будущего учителя он уже знал: Олег Павлович Табаков. - Приехал в Москву с одной мечтой - учиться в Школе-студии МХАТ, и только у Табакова. Стою возле Художественного театра, мерзну, поджидаю Олега Павловича. Дождался. "Здравствуйте, - говорю, - я из Саратова". Хитрый был я ужасно: думал, Табаков сразу купится, сам ведь саратовский. Он на ходу продиктовал домашний телефон и исчез. Недели через две я добился прослушивания.

Миронова приняли сразу на второй курс, которым руководил Табаков. На этом курсе учились будущие звезды театра и кино: Ирина Апексимова, Владимир Машков, Валерий Николаев. Со студенческими годами у Миронова связана одна забавная история. Светловолосого, голубоглазого, пластичного и очень музыкального студента постоянно спрашивали, не сын ли он Андрея Александровича Миронова? Жене это импонировало, он сразу же соглашался. Некоторые находили даже сходство Евгения и его знаменитого, но мнимого родителя. Кто-то просил передать поклон отцу. Женя не протестовал, тем более это иногда помогало. Например, на вахте Школы-студии ему разрешали позвонить по телефону, что вообще было запрещено.
Но старушки на вахте обожали обоих Мироновых!

- Сам я лишь однажды видел Андрея Александровича, когда впервые переступил порог киностудии "Мосфильм". В одном из самых больших павильонов режиссер Юрий Озеров снимал киноэпопею о Великой Отечественной войне "Победа". Миронов играл там одну из главных ролей. Я зашел в павильон и увидел там живую звезду! Притаился в углу, и чтобы стать еще незаметнее, решил присесть на стоявший рядом стул. Неожиданно сиденье провалилось, и я с диким грохотом упал. Естественно, все оглянулись в мою сторону.

Миронов захохотал, а меня немедленно выгнали со съемочной площадки. Потом мама Андрея Александровича работала в нашем театре. Мария Владимировна очень строго ко мне отнеслась. Сказала: "Миронов может быть только один". После, правда, посмотрела фильм "Любовь" с моим участием и, ничего не говоря, подошла ко мне и поцеловала. Я воспринял это как благословение. Фильм "Любовь" принес Евгению Миронову настоящую славу. Хотя сниматься в кино он начал раньше. Из этого периода самой заметной была его работа в картине Александра Митты "Затерянный в Сибири", где он играл молодого парня, без вины попавшего в сталинский лагерь. В то время Евгения уже хорошо знали московские театральные зрители по спектаклям Театра-студии Олега Табакова, куда учитель взял Миронова после окончания вуза. В спектакле "Звездный час по московскому времени" Женя играл Кольку - странноватого молодого человека, который от тоски и убожества поселковой жизни решил поразить друзей и близких сообщением, что надумал-де уехать на край нашей страны и начать там все заново. Сболтнул, не думая, а потом пришлось на самом деле уезжать неведомо куда.

Прекрасно играл Миронов в "Страстях по Бумбарашу". Наконец, он блеснул в роли Александра Адуева в спектакле по "Обыкновенной истории" Гончарова. Когда-то этот спектакль шел в "Современнике" и роль Адуева-младшего была звездной для Олега Табакова. Он с радостью отдал ее своему талантливому ученику. И все же именно кино сделало Миронова любимым и знаменитым. Постановщик картины "Любовь" Валерий Тодоровский долго искал исполнителя главной роли. От актера во многом зависела судьба фильма. На пробы пришло много молодых артистов, среди них был Евгений Миронов.- Он поразил меня тем, что еще до пробы хорошо знал сценарий. Обычно перед кинопробой актерам дают прочесть две-три сцены, в которых они и снимаются.

Миронов пришел, хорошо зная всю судьбу героя, которого он очень хотел играть. Актер подтверждает: - Эта роль была близка мне еще потому, что в юности, в Саратове, в годы учебы в театральном училище я пережил историю, близкую той, какая произошла с героем фильма "Любовь" Сашей. Как и Саша, я влюбился в девушку-еврейку, очень красивую. Она отвечала на мое чувство, но ее семья решила перебраться в Израиль, и моя девушка уехала туда вместе со своими родными. И звали ее, как в картине, Машей...

Конечно, это не значит, что Миронов играл самого себя. Он на самом деле гораздо богаче, разнообразнее да и противоречивее, чем Саша. Иначе и не может быть у столь одаренного художника. Об этом же однажды говорил Валерий Тодоровский: - Женя - человек мятущийся, в самом хорошем смысле слова в себе не уверенный. Перед съемкой не спит ночь, пытается что-то придумать, его все не устраивает. Чисто поверхностно - такие люди тяжелые, они терзают себя и окружающих беспрерывными сомнениями... Началась же работа в картине "Любовь" с того, что Евгению пришлось многим пожертвовать ради роли Саши. Театр-студия Олега Табакова в то время отправлялся на гастроли в Соединенные Штаты Америки. - Надо было выбирать, решать. Я жил тогда в театральном общежитии, получал скромную зарплату. Поездка в Америку много значила для меня и в материальном плане, если учесть, что суточные во время гастролей составляли сорок долларов в день. Конечно, были колебания: поездка или роль? Вспомнил, что Лев Толстой в подобной ситуации бросал жребий: что выпадет - тому и быть. Я написал на одной стороне листка "Любовь", то есть название картины. На другой - "гастроли". Положил листок под подушку. Утром, не глядя, вытащил его и прочел: "Любовь". Отказался от поездки, что выглядело просто безумием в глазах окружающих. С тоской смотрел, как ребята пакуют чемоданы. Сомнения грызли. На Новый год вместе с папой и мамой - они уже жили со мной в моей комнате в театральном общежитии, - поехали к сестре в Санкт-Петербург. Оксана училась в балетном училище имени Вагановой. Там я рассказал, что подписал договор со студией и из-за этого отказался от гастролей в Америке. "Ты сумасшедший!" - сказала мне мама. На самом деле Евгений выиграл. Во всех отношениях.

Фильм "Любовь" принес Миронову не просто огромное зрительское признание, но и сделал его всеми любимым: зрителями, коллегами, журналистами, столь недобрыми обычно к нарождающимся звездам! Всеобщей этой любви способствовало редкостное природное обаяние Миронова и такая же редкостная скромность: этим он мгновенно покоряет в общении. За роль Саши актер получил большое количество разных наград. Помню, как аплодировал зал в Сочи на Открытом Российском фестивале "Кинотавр" в 1993 году, когда Миронов получил премию за лучшую мужскую роль, обойдя очень талантливых и серьезных соперников. Но еще до "Кинотавра" Евгений побывал в Женеве на международном кинофестивале "Звезды завтрашнего дня". И получил там Гран-при.
С этим фестивалем у Миронова связаны любопытные воспоминания:

- Приехав на конкурс в Женеву, я почувствовал себя звездой Европы, - с юмором говорит он. - Мало того, что у меня было два переводчика (для официальных церемоний и общения вне этикета), - жил в лучшем отеле, мне сшили смокинг специально для церемонии награждения, а сама церемония транслировалась на тридцать стран! В Женеве, кстати, подружился с Даниилом Бергманом, сыном величайшего режиссера, замечательным парнем. Он привез картину о своем детстве, снятую по сценарию отца. А далее, уговариваясь о встрече в Москве, Даниил Бергман спросил, можно ли ему будет по приезде остановиться у меня? "Да, - согласился я. И скрепя сердце, добавил: - На один день".Как было мне, только что взошедшей на мировой экран звезде, объяснить Даниилу, что живу я в театральном общежитии в одной комнате с родителями и собакой!В то время Миронову еще предстояло дождаться переезда из общежития в собственную квартиру, которую ему помог получить "отец родной" для своих питомцев Олег Павлович Табаков. Пройдет еще несколько лет. Актер купит более просторную квартиру, где будет жить с отцом и матерью...

После картины "Любовь" Миронов перешел из рук Валерия Тодоровского в руки его отца, известного режиссера Петра Тодоровского, чтобы сняться в фильме "Анкор! Еще анкор!". Там он сыграл молоденького лейтенанта Володю Полетаева, безоглядно влюбившегося в красавицу медсестру Любу, подругу командира полка, Героя Советского Союза. Чем поломал свою судьбу. Действие картины относится к началу 50-х годов и происходит в маленьком гарнизоне где-то близ западной границы Советского Союза. Во время съемок у актера не раз возникали ассоциации с его детством и отрочеством в Татищево-2.- Армия - удивительное место, где, по-моему, ничего не меняется. Все очень похоже: те же ситуации, даже фамилии совпадают у персонажей и реальных людей, которых я знал по городку Татищево. Поэтому войти в атмосферу фильма мне было не так сложно. Петр Ефимович Тодоровский делал картину о своей юности. Это режиссер со светлым мироощущением, и мы быстро нашли общий язык.

После выхода на экран картины "Анкор! Еще анкор!" Миронов по праву стал одним из лидеров нового актерского поколения. Неистовый трудоголик, он не отказывался и от ролей второго плана, если драматургия, почерк и позиция режиссера увлекали его, казались близкими. В таких обстоятельствах на малом экранном пространстве актер умел открыть не только настоящее, но и прошлое, и будущее своего героя. Нечто подобное произошло на съемках картины Дениса Евстигнеева "Лимита". - Однажды Володя Машков попросил подыграть ему на репетиции картины "Лимита", в которой он был занят в главной роли. Когда Денис Евстигнеев увидел, как мы играем, он не просто попросил меня сняться в фильме, но стал увеличивать роль до этого безымянного парня, друга главного героя, которому дали имя Миша. В сценарии поначалу Миша был фактически эпизодической фигурой.

В результате благодаря Миронову стал одним из основных персонажей фильма. На церемонии, посвященной вручению кинематографических призов "Ника", все ждали, что премию получит Владимир Машков, ярко, победно игравший в "Лимите". И велико же было удивление огромного зала, когда объявили, что победителем в этой номинации стал Миронов, сыгравший Мишу. Актер вышел на сцену в свитере, в будничном пиджаке (было видно, что награды он не ждал), правда, над свитером нелепо болталась бабочка. Женя объяснил залу, что бабочку ему одолжил его друг Володя Машков для выхода на сцену...

И в этом был весь Миронов, свободный и от мелочного тщеславия. Беззащитность, доверчивость, открытость людям тихого Миши у Миронова была чем-то сродни героям Достоевского. Отсюда, мне думается, начинается путь Евгения Миронова к его любимому герою князю Мышкину. - Все, что я делаю, ищу в себе. Мало того, могу сказать, что характер артиста зависит от ролей, которые он сыграл, в нем отпечатки, которые оставляют персонажи. Правильно сказано, что человеческий мозг использует себя на тридцать процентов. Театр - это возможность реализовать остальные семьдесят. Я могу летать, умирать, испытывать миллион состояний. Роль - это прыжок в облака. Наверное, так "прыгал" Евгений Миронов в спектакль Валерия Фокина "Еще Ван Гог..."... И в картину Владимира Хотиненко "Мусульманин", где играл бывшего афганца Колю Иванова - "мусульманина". Наверное, он нелегко согласился на эту роль, понимая, что она может оказаться для него неприемлемой, чуждой ему, верующему христианину (Миронов принял крещение уже достаточно взрослым человеком, то есть осознанно).- Сначала был как бы условно верующим или даже неверующим, - говорит Евгений. - Семья моя - неверующие люди. Потом некие обстоятельства повлияли на меня, и в девятнадцать лет я крестился вместе с матерью и сестрой в своем родном Саратове. Я хочу быть верующим. Выбор меня на роль Коли Иванова случаен. А мне это показалось очень интересным. Потом начались мучения. Многие считают, что за смену веры ждет какая-то кара. И передо мной встал выбор.

Режиссер рассказывал о том, как Миронов шел к этой роли:- Женя ходил в мечеть и молился. Он узнал все изнутри. Не верили, что он сам исполняет азан - призыв к молитве, но он не просто понял молитву, а понял ее суть. Так мало кто работает. Он и на чистой технике мог бы, но никогда себе этого не позволяет.И еще один рассказ Владимира Хотиненко, прекрасно характеризующий Миронова:- На "Мусульманине" нам надо было срочно снять сцену, где Женя доит корову. Сцена дневная, но днем мы ее снять не успели, а Жене срочно улетать, и надо снять ночью. Вся съемочная группа ушла ловить овец, которые разбежались. Остались мы с Женей вдвоем. И вот двенадцать часов ночи, а корову нужно брать у соседей, двух братьев весьма сурового нрава. Обычно ассистент отдувается, а тут я понимаю, что придется самим. А Женя только что из Европы, обласканный публикой, критикой.Ночь, темень кромешная, мы, две сиротинушки, тихонько зовем хозяина: "Фе-дя!" Вроде разбудить надо, но чтобы раздражения не вызвать.

Жаль, никто не запечатлел эту картину, как мы стоим и блеем под окнами. Наконец загорается окно: "Чего надо? Какая корова? Ночь на дворе!" - и через слово нецензурщина. Потом Федя корову все-таки привел. Мы с Женей почувствовали себя такими счастливыми, после того как нас обложили матом. Понимаете, это было абсолютно не его дело, но он повел себя в этих обстоятельствах по-товарищески. А сколько раз он выручал людей деньгами... В 1994 году знаменитый немецкий режиссер Питер Штайн выступил в совместном проекте Россия - Германия, поставив древнегреческую трагедию "Орестея" с нашими артистами. Миронов сыграл главную роль - Ореста.

С этим спектаклем Миронов объездил всю Европу, в некоторых странах побывал не раз. Хотя работать приходилось на износ. Спектакль шел в два вечера по несколько часов. Миронов принимал все это стоически:- Отдыхать я не умею. Когда у меня появляется свободное время, сразу наваливается хандра. Я этого страшно боюсь. Поэтому стараюсь побольше работать. Впрочем, и путешествовать нравится. Я по натуре странник. Спасибо профессии, объехал всю Европу, был в Японии, Америке. Это прекрасно... В этих поездках, кстати, я сумел кое-что важное понять. Улетая из Москвы в Италию, казался себе человеком, многого добившимся в жизни. А в Риме прикоснулся к творениям Микеланджело и... вернулся другим, вдруг увидел, как мало успел. В последних словах - все от неистовой требовательности Евгения к самому себе. И эта требовательность - не внезапные вспышки, а постоянное движение, искания, желание не повторяться.

Это и есть сущность артиста Миронова. Когда в театре "Современник" ставили инсценировку по "Братьям Карамазовым", все думали, что Миронов будет играть Алешу. Но актер сам выбрал роль Ивана. - Да, с Алексеем было бы проще, - признавался он. - Но ведь это и менее интересно. Если я вижу, что роль дается без труда, то от нее отказываюсь. Алексея я бы сыграл хорошо, потому что плохо не умею. В моих словах нет бахвальства, а только реальная оценка собственных сил. Что же касается Ивана, то таких ролей мне еще не предлагали, поэтому я не могу ручаться за результат, но в этом главная прелесть! Алексей - пройденный этап, внутренне я уже перерос эту роль. Мне хочется с чертом поговорить. Пора! В Иване Карамазове, мне кажется, есть очень важные черты сегодняшних молодых людей. Категоричность, жесткость, неприятие Бога и общечеловеческих законов. А с другой стороны - он человек жутко сомневающийся и рефлексирующий, что сейчас тоже очень характерно для общества. Единственное, чего так мало в нас и так много в нем, - он невероятно совестлив. Совестлив до болезни. Именно поэтому и сходит с ума. Это очень важная черта, и я был потрясен, когда открыл ее для себя. Сначала никак не мог понять: что же он так мучается? Ведь он не брал в руки канделябр, не убивал отца. Всего лишь произнес это вслух. Но для него сделать и подумать - одно и то же. А сейчас слова, к сожалению, почти не имеют ценности.

Миронов сыграл Ивана Карамазова "с адом в груди" параллельно съемкам в экранизации "Ревизора" Гоголя, где играл Хлестакова. - Ясно, что такая роль случается раз в десятилетие. Я что-то понял о Хлестакове. Его воспринимают этаким авантюристом, а в действительности он совсем другой. Это чудо природы. Хлестаков на все реагирует иначе, чем остальные: быстрее, резче. Мульти-пульти! Понимаете? Таким нормальный человек быть не может. И ненормальный не может... Чудо природы!

Хлестаков не стал полной и безусловной удачей Миронова, впрочем, как и весь фильм, несмотря на участие суперзвезд. Впервые Миронов не был обласкан всегда благоволящей к нему критикой. Его реакция была разумна: - Может ли меня критика раздавить? Уже нет. Это раньше я плакал из-за критики. После фильма "Любовь" был ну просто золотой мальчик. Призы сыпались, как из рога изобилия, и когда очередной приз задерживался, я действительно недоумевал, но в конце концов он всегда падал в руки. Что бы я ни сыграл, журналисты пели дифирамбы. И так продолжалось до тех пор, пока после "Орестеи" один критик не написал гадость про меня и моих товарищей. Я помню имя и фамилию этого критика, дай Бог ему здоровья. И я просто не поверил бумаге. Вот тогда меня еще можно было раздавить. Благодарен ему, потому что понял: не это главное...

Миронову еще не исполнилось сорока, но, кажется, он переиграл большую часть лучших ролей из мировой драматургии. Был уже и Гамлет, снова в постановке Питера Штайна, причем для этой роли Евгений специально выучился играть на саксофоне. Играл в спектаклях Театра-студии Олега Табакова, Московского Художественного театра имени Чехова, которым теперь руководит его учитель Табаков, работал с лучшими кино- и театральными режиссерами страны. За свое трудолюбие Евгений платит дорогой ценой. Сцена, кинематограф отбирают у него все время, не оставляя места для личной жизни. По природе своей человек страстный и увлекающийся, актер все еще одинок, хотя говорит об этом скупо:- Я не делаю из своей жизни легенды, как Грета Гарбо или Марлен Дитрих. Но рассказывать о своих проблемах направо и налево не хочу. Мне неприятно, что кто-то утром, за завтраком будет читать об этом в газетах. Работа, как и раньше, целиком забирает Миронова, тем более что он не принадлежит к числу тех артистов, которые безмолвно принимают все требования режиссера, как бы этот режиссер ни был знаменит:- Я всегда отстаиваю свою точку зрения. Актеры бывают пластилином в руках режиссера, но я считаю, что актер и режиссер должны быть соавторами.

Так работал Миронов в картине "В августе 44-го...", играя капитана Алехина, разведчика. Алехин - ровесник Миронова, но Евгений сыграл того, что прошел через горнило войны. Никогда он не был прежде таким зрелым, умудренным опытом, сильным. И выглядит он в этом фильме уже не тем по-юношески светлым и легким, каким мы его знали. У него сухое лицо, на котором редко мелькает улыбка. Жесткий взгляд. Цепкие, рассчитанные движения: это разведчик-профессионал высшей пробы.

Одна блестящая работа Миронова настигала другую - в кино и театре. А он шел к своей главной на сегодня роли - князя Мышкина в экранизации "Идиота". Во время съемок актер вел аскетический образ жизни. Предельно мало ел, пил только минеральную воду. Был еще более чем всегда, отстранен от суеты. Общался только с самыми близкими. Достоевский назвал Мышкина "вполне прекрасным" человеком. Идеальных людей не бывает как будто? Но Евгений Миронов убедил, что и такие являются в наш грешный мир, который в конце концов их выталкивает... На Руси всегда почитали юродивых - провидцев, говоривших в лицо правду власть предержащим. Юродивый - "идиот"?

Миронов с поразительным тактом от этого определения уходит. У него Мышкин знает о себе нечто, что подымает его над остальными, погрязшими в жалких, мелких страстях, суете и ничтожности. Не властный, он чувствует свою власть и потому сильнее всех, с кем свела его судьба. Мышкин все время помнит о своей болезни, но она не делает его слабым. Единственное, чего он опасается, - стать обременительным для других. Сцена, в которой князь говорит о России, о своей к ней любви, заканчивается страшным приступом - как итогом борьбы с неверующими того, кто пришел дать им веру. Князь Мышкин - одна из лучших актерских работ последнего времени.

А Евгений Миронов стал еще строже к себе. Взятая планка так высока, что каждая новая роль тщательно им взвешивается, и решение - играть или не играть? - дается очень трудно. Тем не менее, он снялся в картине "Предчувствие космоса" у режиссера Алексея Учителя, сыграл там молодого человека 50-х годов ХХ века, которому суждено стать первым космонавтом. Не Гагарина, хотя некое сходство, судя по фотографиям, есть. Но такого же отважного, искреннего, светлого, каким был Юрий Алексеевич Гагарин. Миронов никогда не останавливается. Он все время в пути. Не будем завершать его портрет каким-то окончательным штрихом. Подождем, пока актер сам его подскажет. Пусть это случится еще очень нескоро.