Первая любовь дочери-подростка

В кого влюблялась Джульетта

Так получилось, что я остался один с двумя детьми (жена умерла полтора года назад). Сыну 13 лет, дочери еще нет 11. Вдруг стал замечать, что дочь резко изменилась, стала колючей, замкнулась в себе. Вижу: ее явно что-то мучает… И только случайно подслушав телефонный разговор, с ужасом понял, что дочь влюблена! Сильно влюблена в мальчика, которому почти 15 лет (я его знаю).

подростковая любовьОсторожно подступился к ней с вопросами — набычилась, молчит. А теперь просто меня избегает, насколько это возможно. Мне сразу в голову полезли всякие страхи — газеты то и дело пишут о школьницах, которые родили в 12-13 лет… Хотя вообще-то, ей бы в куклы еще играть, но она у меня девочка крупненькая, физически развитая… Да и жалко ее: вся уже извелась.

Стал вспоминать себя, свою первую влюбленность, все, что читал про первую полудетскую любовь. И неожиданно понял, что в той же художественной литературе полно повестей о первой любви мальчиков, но я не смог припомнить ни одной повести или хотя бы рассказа о первой любви девочки. А я вроде человек начитанный. Я, конечно, сходил в школу, порасспрашивал классную руководительницу — в целом, не называя причины тревоги. Потом съездил к теще, ей рассказал все откровенно, попросил как-то помочь. Теща тоже почему-то растерялась. Но договорились, что она попробует доверительно поговорить с внучкой и вообще будет повнимательнее смотреть за ней… И все же почему так мало пишут о том, как влюбляются девочки? Или я просто не знаю, где про это прочитать?
Александр П., Ярославская область


Комментарий психолога

Вы совершенно правы, Александр: в художественной литературе почти ничего нет о первой влюбленности девочек. Вспомните романы Льва Толстого. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность» очень подробно, очень тонко описаны во всем их развитии чувства главного героя Николеньки Иртеньева и его друзей. И как скупо, лишь штрихами обрисована в «Войне и мире» первая влюбленность Наташи Ростовой! Та же ситуация в литературе других стран. Мы знаем, кто был первой любовью шекспировского Ромео — ее звали Розалина, а вот имя того, о ком до встречи с Ромео грезила послушная родительской воле Джульетта, осталось неизвестным даже ее няне, не то что матери…

В чем причина?

Раньше считалось, что «виновато» засилье мужских имен в литературе. Мужчинам, мол, не дано раскрыть томление девичьего сердца. Но ведь смогли же мужчины-писатели глубоко и тонко показать исключительно женские чувства — душевное состояние беременных, почти ирреальную связь молодой матери с новорожденным… С другой стороны, и женщины-писательницы не сумели описать свои первые, только что проснувшиеся чувства (а «женских» романов сейчас издается, пожалуй, больше, чем «мужских»!). Значит, не в этом дело? Объяснение нашли психологи. Хотя и для них это стало сюрпризом.

Оказалось, что девочки впервые влюбляются в столь раннем возрасте, что еще не умеют рассказать о своем чувстве! И не хотят!

Физиологически девочка начинает пробуждаться намного раньше мальчика — в 9-10 лет (мальчик — лишь через 3-4 года). Девочка еще недостаточно взрослая даже для описания, не то что анализа своего чувства. И словарный запас, и понятийный аппарат у нее еще совсем детские. Что говорила и что делала 13-летняя Наташа Ростова, когда вообразила, что влюблена в Бориса Друбецкого? (Думаю, 13-летнюю девочку начала ХIХ века можно смело приравнять к 10-летней начала ХХI века…) Еще сама себя не понимая, она порывисто протягивает молодому человеку куклу и предлагает ему поцеловать ее. Борис резонно отказывается — тогда она просто копирует подсмотренную ранее сцену, где целовались взрослые — действительно влюбленные Соня и Николай, и сама пылко целует Бориса. И довольная собой, успокаивается. Большего ей пока и не надо.

А что сделает сегодня 10-летняя девочка, внезапно почувствовав укол первого чувства в свое сердечко? Именно то, о чем написали вы, Александр: смутится, убежит, станет глядеть букой. А потом будет дразнить мальчика, задирать его, всем остальным дерзить… Дочери взрослеют быстрее. Но в отличие от сыновей, хотят скрыть это взросление. Оно их пугает. Родители должны знать, что внезапная скрытность — непременный признак взросления девочки.

«Я в 10 лет уже все знала про отношения мужчин и женщин. Но притворялась несмышленышем и перед подругами, и перед старшей сестрой, хотя очень ее любила и доверяла ей многие тайны. И ни за что не позволяла им просветить меня. Что-то внутри меня яростно сопротивлялось этому. Я тайком читала взрослые книжки про любовь и прекрасно понимала даже недосказанное. Одна, без подруг, смотрела фильмы про любовь — и смотрела на экран так, словно подглядывала, и опускала глаза, когда там целовались: и стыдно, и сердце колотится, и сил нет оторваться… И ни с кем не хотела об этом говорить. Ни с кем»,  — так одна пациентка описывала время взросления на приеме у психолога.

Продолжение статьи читайте в журнале «Сельская новь» № 7, июль 2011 г.