Приемные дети, приемная семья

Пространство любви

В поселке Рябинино образовалось сразу несколько приемных семей

Нина и Петр

Достаточно однажды отведать свежевыловленных хариусов, чтобы понять, куда попал - в благословенную глушь. Хариусами угощали меня супруги Нина Геннадьевна и Петр Михайлович Басмановы, правда, заметно было, что заповедная рыбка все-таки нечастый гость на их семейном столе. Рябинино - поселок своеобразный, бывшее спецпоселение системы ГУЛАГ. Петрова деда сослали сюда после раскулачивания из Вологодской области. Называлось это "под елку", так как людей попросту бросали среди леса. Хозяйственные мужики обустраивались прочно и даже выписывали сюда из теплых, но голодных краев родственников. А вот Нинины корни почти здешние. Ее предки по отцу из не слишком далекой отсюда деревни Матвеево, мама же выселена была из Белоруссии. А работали родители, как все, на лесосплаве. На сплавном рейде - трактористом, крановщиком - работал и Петр, причем сплавная контора в 80-х помогла молодой семье Басмановых построить дом. Жили Нина и Петр как все, родили четверых детей, но вот однажды...

Чердынский район, к которому относится поселок, хоть и большой по площади, но населения в нем всего 16 тысяч. В одном из сел живет семья Петровых, которых Басмановы хорошо знали. Так вот эти Петровы еще двенадцать лет назад создали семейный детский дом. И советовали знакомым брать ребятишек из детдома хотя бы на выходные или каникулы. И однажды Басмановы решились - взяли (насовсем) трех девочек: Руслану, Наташу и Олю. Девочек - потому что у самих три дочери. Но теперь отец с уверенностью говорит:- Это мы тогда мальчишек побаивались, а вот в последний "весенний призыв" как раз взяли пацанов - Максима и Дениса, у них отец умер, а мать лишена родительских прав. Привезли их домой, а они и говорят: "А у нас еще брат есть в детдоме..." Нашли его, приехали с Ниной, а он: "Мама, папа, где вы были все это время?

Я вас столько времени ждал..." Ему пять лет всего было, но мальчик такой непосредственный и сейчас частенько нам "выдает", например: "Пап, я не хочу быть большим". "Почему?" - "А не хочу курить..." А еще перед последним "призывом" в большой семье появились и другие дети: Ваня, Денис, Витя, Тоня... Всего на сегодняшний день в их большом доме живет 13 детей (включая родных). Пришлось строить кухню, покупать еще один домик (помогли районные власти), чтобы один из мальчиков, достигший совершеннолетия, жил отдельно. Хозяйство ведут дружно: откармливают поросят, собирают и заготавливают ягоды-грибы, на огородах выращивают почти все - от лука до помидоров, одной картошки у них 80 соток. Нина и Петр официально числятся воспитателями и кроме небольших окладов получают от государства на каждого из приемных детей по 1900 рублей в месяц (плюс еще 3000 рублей "подъемных", выплачиваемых, когда семья берет ребенка). При условии, что одного только хлеба они съедают 10 буханок в день, деньги совсем небольшие. Детей на "своих" и "чужих" Басмановы, конечно, не делят, но с теми, которые после детдома, в первые дни приходится нелегко.
Нина не скрывает "болевых точек":- Их трудно приучить к тому, что у нас в семье все общее. Грубое слово могут сказать - от этого тоже приходится отучать. Мальчики курят. А Максим - так вообще выпивал... Здесь у нас они эти привычки быстро забывают. Работа по дому, баня, даже подъем утром для детей - удовольствие. Нина и Петр искренне признаются, что с тех пор, когда они шагнули в новую для них жизнь, ни разу об этом не пожалели.- Недавно заболела, лежу. Подходит Максим: "Мама, выздоравливай! А то ведь меня опять в детдом возьмут..."

Галина и Ричард

В семье Галины Федоровны и Ричарда Ивановича Ковалевских почти все приемные дети - малыши и младшие школьники. Ричард - поляк, отец Галины - литовец. В общем, так получилось, что оба они имеют прибалтийские корни, однако судьба их забросила сюда, на Вишеру. Ричарда привела сюда, можно сказать, тяга к перемене мест, романтика (как исключение из правила - он не потомок репрессированных). И работал он на сплаве с удовольствием, пока не "заработал" инвалидность. Галина всю свою жизнь трудится в яслях, в детском саду. Своих детей у них пятеро, двое взрослые, а младшим 8, 10 и 11 лет.
Так же как и Басмановы, Ковалевские взяли сразу трех девочек: Марину, Дашу и Люду, причем последней был только годик от роду:- Детишки беспризорные всегда к нам домой ходили - кто за хлебом, кто в бане помыться.

Но первым сказал "давай возьмем ребенка" Ричард.- Я просто вырос на этом, - добавляет отец. - У меня друг был, Коля Пинчук, так у них семейство - шестнадцать детей. Но что самое поразительное, родители у Коли были слепые. Придешь к ним и видишь, как они "хватаются" за эту жизнь... Детей Ковалевские не выбирают, не присматриваются к ним - просто приходят в детдом и берут. Когда в первый раз оказались в детдоме, маленькая Людочка бросилась к Ричарду: "Папа, папа..." А Даша даже спрятала его тросточку (Ричард ходит с тросточкой), чтобы не уходил. Ну а поскольку у Даши была еще сестра Марина, взяли и ее. Позже выяснилось, что у Марины и Даши есть братик Эдик: его нашли медики в корзинке на городской улице. Мать в это время пребывала в глубоком запое. У малыша была двусторонняя пневмония, и выхаживали его долго. Следом брали других детей: Сашу, Вову, Виталика, Диму, еще одного Сашу.

Всего получается 9 приемных детей. В отличие от Ричарда, Галина не бросила свою прежнюю работу. Она - заведующая "Санаторно-лесной школой", которая находится в поселке; там отдыхают дети из проблемных семей, и Галина просто не может их оставить - им ведь тоже нужна поддержка. Из всех детей в семье не прижился только один мальчик, Толя (имя изменено). Его взяли в 13 лет после смерти мамы (от туберкулеза) из "лесной школы". Он пожил зиму, все было нормально, но однажды в день рождения Галины пошел на рыбалку. Там встретил прежних дружков, которые его уговорили пойти на "вольное житье". Ковалевские нашли мальчика в городе, он жил как беспризорник и твердо заявил, что не хочет возвращаться:- А так как у него чуть не с первого класса "идеалом" были манеры зоны, - сокрушается Галина, - убедить его в чем-то оказалось делом очень трудным. Скоро мальчик попался на краже и теперь уже сидит... А ведь когда его в первый раз домой привели, помыли, вытираю я его полотенцем, в щечку его целую, он застеснялся так и говорит: "Мама... меня никто так не целовал. Та мамка только била..." Нет... никогда себе не прощу, что мы его упустили.

Елена и Станислав

Наш разговор с Еленой Васильевной и Станиславом Викторовичем Матвеевыми начался с того, что в их селе Серегово (оно относится к Рябининской администрации) собираются закрывать начальную школу. Начальство говорит: содержать школу нерентабельно. А закроют - хорошее каменное здание, которое стоит уже сотню лет, непременно разворуют. Елена до недавнего времени работала поваром, Станислав и сейчас трудится водителем. Приемная семья Матвеевых совсем молодая, она "родилась" в мае этого года.

Взяли они трех сестер - Катю, Аню и Валю, возраст которых от 4 до 9 лет. Узнали, что у них есть и совсем маленькая сестра, она в Соликамске, в Доме ребенка, сейчас думают, что надо "подобрать" и ее... Своих у Матвеевых четверо (прямо-таки закономерность для здешних приемных семей!), причем самой младшей дочке всего два годика. Причины, по которым они решили взять детишек, разные, но немаловажную роль сыграл пример других приемных семей: - Посмотрела я, как там у Нины Басмановой, и решилась, - говорит Елена. - Почему именно девочек взяли, я и сама не знаю, просто мне Валя сразу бросилась в глаза. Не объяснишь...

Мальчишка еще понравился, Костя, он одногодок с нашим Димкой. Мы привозили его домой, но у него страсть: любит тайком спички зажигать под одеялом. А недавно увидела его - и так жалко стало... Нет, мы еще с папой подумаем. Мне чем тяжело: муж на работе целый день, он, наверное, еще не созрел, чтобы работу бросить. Сама я в семье росла одна, и мне всегда было очень скучно. Вот потому, наверное, и взбрело нам с мужем такое на ум. А за детишек - тех, которые в детском доме остаются, - обидно: ведь их кто-то недолюбил....В Рябинино есть еще одна приемная семья - Фроловых. К тому же еще три рябининских семьи "заявились" на статус приемных (уже взяли детей на лето). По району получается такая ситуация: за семь месяцев этого года выявлено и отправлено в детдом и приют 47 детей. Из них две трети уже находятся в приемных и опекунских семьях.