Театральная любовь - про главного режиссера Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова

Есть люди, в судьбе которых сконцентрировалась эпоха. Так можно сказать про главного режиссера Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова, которому идет девяносто первый год. Его творческая судьба складывалась сложно, порой драматично. Не все гладко, безоблачно было и в его личной жизни.

Театр любви не помеха

В историю театра навсегда вписаны страницы актерской биографии Любимова: блестящий герой-любовник вахтанговских спектаклей 50-х годов («Много шума из ничего», «Сирано де Бержерак», «Ромео и Джульетта», «Чайка»), исполнитель ролей в кино, надолго запомнившихся зрителям по фильмам «Кубанские казаки», «Беспокойное хозяйство», «Каин XVIII».

Всего на сцене и в кино он сыграл более 20 ролей первого плана. Никто не удивился, когда многогранный талант Любимова, еще до войны бравшего уроки мастерства у Мейерхольда, заставил его обратиться к режиссуре. Расцвет его творчества на этом поприще неразрывно связан с прославленным Театром на Таганке, который маэстро возглавил в апреле 1964 года. Последнюю запись на знаменитой своими уникальными автографами стене кабинета Любимова в театре сделал президент Путин: «Не время и не пространство, один восторг - эта Таганка».Частная жизнь гениального режиссера, поставившего сотни спектаклей на родине и за рубежом, известна гораздо меньше.

Любимов не любит рассказывать о личном. Однако в бытность его актером вся Москва с интересом следила за романами, которых было не избежать человеку такого блестящего таланта, мужского шарма и обаяния. Юрий Любимов был женат четыре раза. Прежде чем он нашел свою последнюю любовь в лице венгерской журналистки и переводчицы Каталин Кунц, Любимов 20 лет прожил с красавицей-актрисой Людмилой Целиковской, в которую был влюблен еще студентом. Тысячи ее поклонников и поклонниц в Советском Союзе, что называется, «до дыр» засмотрели кинохиты с ее участием: «Антон Иванович сердится», «Музыкальная история», «Сердца четырех» и другие. Целиковская и Любимов, игравшие вместе Ромео и Джульетту на сцене Вахтанговского театра, долгое время были ими и в жизни. Но личная жизнь людей творческих, талантливых редко бывает благостной, гладкой...Венгерская рапсодияВ семидесятых годах положение Театра на Таганке и его главного режиссера было шатким. Театр однозначно числился в диссидентствующих, один за другим его спектакли запрещали. Среди «крамольных» ока¬зались пушкинский «Борис Годунов», «Живой» Б. Можаева, «Берегите ваши лица» А. Вознесенского.
Но благодаря таланту главрежа, собравшего ансамбль замечательных актеров, Таганка уже тогда справедливо считалась одним из театральных центров мира.В 1976 году театр Любимова пригласили на фестиваль «Битеф» в Будапешт, и поездка сразу оказалась под угрозой. Соответствующие органы не хотели выпускать его из Союза, а Любимов, уставший без конца слышать от властей немотивированное «нет», настаивал на своем. В результате длительной нервотрепки участие в фестивале со спектаклем «Гамлет», главную роль в котором играл В. Высоцкий, все-таки состоялось. Таганка получила тогда первую премию, хотя конкурировала с постановками таких знаменитостей, как П. Брук, А. Мнушкина, П. Штайн.

Вспоминая потом, как настойчиво он добивался этой поездки, Любимов отметил в том перст судьбы. Именно в Венгрии он познакомился с молодой красавицей Каталин Кунц (разница в возрасте между режиссером и венгерской переводчицей, которой предложили сопровождать группу, была 30 лет).Каталин Кунц окончила художественную гимназию, филологический факультет МГУ, а затем факультеты журналистики и психологический в университете Будапешта, работала в венгерском журнале «Театр - музыка» и в Обществе дружбы Советского Союза и Венгрии. Она была замужем. Ее супруг-журналист получил предложение от Академии наук СССР готовить диссертацию в Москве, этим и объясняется отличное знание Каталин русского языка, ее учеба в МГУ. Каталин стала личным переводчиком Любимова и впоследствии в многочисленных интервью не раз говорила, что эмоциональное притяжение между ними возникло сразу, с первой минуты знакомства. За две недели этих феноменальных гастролей, во время которых и зрители, и профессионалы испытали эстетический шок от встречи с ярким искусством Таганки, чувство это только усилилось, хотя влюбленные еще и не отдавали себе в этом отчета.
«Я узнала тогда Любимова, узнала его, русского, в его широкоплечем размахе, в порыве, в жестикуляции, с горящими глазами, с его приверженностью своему делу... На меня обрушилась вся мощь его дарования».

Рассказ о тех днях (мы приводим выдержку из одного ее интервью) Каталин продолжает так: «Я старалась вести себя с ним так же, как со всеми. Но становилось ясно - это не мимолетное влечение, оно не пройдет, и на обоих надвигаются большие проблемы. Никаких объяснений тогда между нами не было».Но вот дни гастролей остались позади, театр вернулся в Россию. И через несколько дней в квартире Каталин раздался телефонный звонок. Чувство, возникшее у нее, когда она услышала голос Любимова, Каталин называет «неземной радостью». Влюбленные поняли, что судьба, не считаясь ни с какими бытовыми обстоятельствами, подарила им настоящую любовь.

Эта же затейливая и неистощимая в своих сюрпризах судьба и дальше продолжала плести интригу: муж Каталин получил аккредитацию одного из венгерских журналов на работу в Москве. Любимов и его возлюбленная теперь имели возможность чаще видеться. Каталин посмотрела все спектакли Таганки, и наконец настал день, когда в обеих семьях произошли нелегкие объяснения: Юрий Петрович и прекрасная венгерка решили больше не расставаться и соединить свои жизни.

Мастер и Каталин

С тех пор прошло 30 лет. Каталин и Юрий Любимовы до сих пор являются одной из самых красивых, ярких и счастливых супружеских пар Москвы. В 1978 году у них родился сын Петр, который, получив блестящее образование в Англии, сейчас живет и работает в России. Каталин стала женой и другом Юрия Петровича в самые трудные годы его жизни. В 1984 году он уехал по приглашению одного из английских театров ставить спектакль по Достоевскому и в это время был лишен советского гражданства. Домом для него, жены и маленького сына стали Европа и Америка, где русский режиссер начал ставить один за другим оперные спектакли, пользовавшиеся небывалым успехом. Каталин, которая имела все основания для того, чтобы начать строить собственную карьеру (три специальности, знание шести языков, необыкновенная работоспособность), без колебаний посвятила себя мужу и сыну.

Жизнь супругов отнюдь не была лишена ни бытовых, ни творческих проблем. Девять лет кочевой жизни - до того момента, когда Любимов после перестройки вернулся в Россию и снова возглавил созданный им театр, - Каталин занималась административными делами мужа, воспитанием ребенка и домашним хозяйством. Петр из-за постоянных переездов семьи поменял за это время 38 школ. Зато он не столько выучил, сколько «впитал» в себя несколько языков и дома с матерью говорит по-английски, по-венгерски или по-итальянски. Гостями семьи были выдающиеся деятели культуры тех стран, где Любимов работал. Общение с ними обогащало духовно, приносило много радости, но вести хозяйство при этом Каталин было нелегко.

Тем не менее именно ее любовью и заботой можно объяснить удивительное творческое долголетие и не покидающее Мастера вдохновение, его беспрецедентную работоспособность.Когда семья в начале 90-х годов вернулась в Россию и Любимов начал возрождать Театр на Таганке, раздираемый в то время противоречиями, Каталин засучив рукава пришла ему на помощь. Всю организационную часть такого сложного механизма, как современный театр, она взяла на себя, став администратором и завлитом в одном лице, позволив Любимову посвятить себя творческой работе с актерами, созданию спектаклей.

Во избежание кривотолков Каталин не получала зарплату - на этом настоял ее муж. Она просто «волонтер», как сама говорит о себе, который держит под контролем всю административную работу в театре - от фестивалей и гастролей до контактов с прессой, общественностью, спонсорами. «В творческую часть я не вмешиваюсь, - говорит Каталин. - Он (Любимов) работает по 10-15 часов в сутки, и я считаю, что обязана трудиться не меньше. Прихожу на работу и ухожу вместе с ним. И вот так много лет наше существование - и человеческое, и профессиональное - отдается театру».С течением лет разница в возрасте как бы уменьшилась и даже различия в ментальности, воспитании, вкусах сгладились, выровнялись. Сегодня это семья, где мужчина и женщина дополняют друг друга.«Что же нужно человеку для счастья?» - спросил Каталин один из корреспондентов, готовивших материал к очередному юбилею Мастера. «Любовь. В самом широком смысле этого слова, - ответила она. - К близким людям, к своей работе, к миру. Только любовь».