Фермер «без лица»

Перерегистрация крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих статус юридического лица, продлена до 1 января 2013 года.

фермерДля фермерского сообщества этот вопрос — первостепенной важности, и ХХ съезд АККОР поручил руководству ассоциации добиться отмены нормы закона, в соответствии с которой эту процедуру необходимо было пройти до конца минувшего года.

— Почем фермеры против того, чтобы им придали статус юридического лица, и всеми силами упираются, стремясь остаться индивидуальными предпринимателями? — спросил наш корреспондент председателя совета АККОР Вячеслава Телегина.

— Да потому, что у крестьянских хозяйств с правами юридического лица, какими нас хотят видеть власти, нет права на существование. Во-первых, многие хозяйства образовались в начале 90-х годов как корпоративные. Пусть связанные родственными узами, но корпоративные. Во-вторых, фермерство — дело в России новое, но мы из недавней истории нашей знаем, что такое раскулачивание. А юридическое лицо от индивидуального предпринимателя чем отличается? У предпринимателя имущество-то обособленное. Мы говорим: давайте и имущество фермерского хозяйства обособим от личного имущества фермера. Не должно же быть так: вот пришли судебные приставы — а время сейчас тревожное, многие хозяйства банкротятся — и оставили фермера, извините, без штанов.

— Но ведь отсрочка «приговора» это еще не отмена его.

— Верно, продление регистрации на три года эту проблему не снимает, и на коллегии в Минсельхозе я прямо об этом говорил. Было дано поручение создать рабочую группу по развитию малого предпринимательства и попытаться все же определить, что же такое фермер в России. Наша позиция такова: фермерское хозяйство — это субъект малого предпринимательства, его учредителем является семья. Фермер — это сельхозпроизводитель, обязательно землевладелец. Если это так, то у него есть ограничения и по наемным работникам, и по объемам производства. Как в большинстве стран: если у тебя больше гектара земли, это уже не личное подсобное хозяйство, и ты, будь добр, зарегистрируйся как фермер или индивидуальный предприниматель. То же самое и по доходам. Если ежемесячный доход на каждого члена семьи достигает тысячи долларов, регистрируйся как фермер. А значит, плати налоги и все прочее. Но при этом можно выбрать любую организационно-правовую форму. Предприниматель с образованием юридического лица, без образования юридического лица, вообще «без лица» — выбор правового статуса КФХ должен осуществляться самим фермером, а не диктоваться ему свыше.

— Так в чем же проблема? Выбирайте норму и регистрируйтесь. Почему фермеры взбунтовались?

— А потому, что нужно было, во-первых, перерегистрировать все имущество, а в кризисное время это большие деньги. И когда переводите имущество с крестьянского хозяйства на физическое лицо, вам налоговый инспектор может сказать: ага, вы теперь владелец имущества, пожалуйста, заплатите за него налог. Как же так, ведь я за него уже все заплатил в крестьянском хозяйстве? А налоговиков это не волнует.

Во-вторых, допустим, корпоративное хозяйство состоит из трех семей. А чиновники говорят, что надо все оформить на одного человека. По закону так полагается. Что это за закон? Естественно, возникают спорные моменты. Имущество-то общее.

И в-третьих, многие фермеры не могут получить кредиты, потому что нет залоговой базы. Согласно Бюджетному кодексу государственную гарантию — а почти во всех областях и районах для кредитования крестьян созданы залоговые базы из муниципального имущества — можно выдать только юридическому лицу. А предприниматель без образования юридического лица остается с носом.

Есть ограничения и по развитию племенного животноводства: если ты юридическое лицо — занимайся хоть селекцией, но если нет — не смей и подходить к племенному скоту. Между тем есть положение в существующем законодательстве, что владелец крестьянско-фермерского хозяйства является предпринимателем без образования юридического лица, но со всеми правами юридического лица. Правда, существует одна закавыка: эта нормативная поправка не урегулирована другими законами — по регистрации, имуществу, банкротству. Словом, не работает.

Продолжение интервью — в журнале "СН. Сельская новь" № 3, март 2010 г.