Гусь для праздника

В Татарстане гусей любят. Даже праздник во славу этой птицы есть. Называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: "Гусиная помощь". Праздник древний, и само его название вмещает в себя несколько смыслов.

Во-первых, гусь - и это не красивая метафора - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть своих гусей, в этом помогают соседи и родственники. Есть еще один, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах; именно поэтому "гусиный праздник" наполнен различными обрядами.

Мне удалось побывать на таких праздниках в трех деревнях: Муслюмкино, Четыре двора и Старое Ромашкино. Праздники в них немного разнились, и это понятно: ведь известно, что даже свадьбы в соседних селах имеют отличия. Но общая канва оставалась неизменной. Птиц ощипывают женщины, представителей сильной половины человечества к ритуалу обработки гусиных тушек допускать не принято. Но почти обязательно будет устроена игра: парень переоденется в женскую одежду и попытается проникнуть в комнату, где щиплют гусей. Он рискует быть узнанным, однако при обнаружении подлога не спешит ретироваться. И вот почему. Если его ловят, то по обычаю обваливают в пуху - это должно принести счастье.

И вообще, гусиный пух стараются разбрасывать повсюду, так как он знаменует собой будущий урожайный год. Предмет особого почитания и даже коллекционирования - кончики гусиных крыльев, паз-конетэ. "Доблестью" считается украсть у женщин гусиную тушку, что сопровождается бурным весельем присутствующих. Далее следует самый главный ритуал. Гусиные тушки цепляются к коромыслам, и женщины несут их к реке. У "гусиных носительниц" есть прозвище - киленер (снохи), в старину ими могли быть лишь незамужние женщины, и по тому, как они ходят (гуси-то нелегкая ноша!), как ведут себя, потенциальные женихи выбирали будущих жен. Вначале тушки обжигают на костре, а потом киленер обмывают их в проточной речной воде: считается, что гусиное мясо после этого становится "чистым". После "очищения" мяса из него готовится ритуальное блюдо беляш - большой пирог с гусятиной и картошкой, который ставят в середине праздничного стола. Дно беляша, беляш-тебэ, как самая вкусная его часть, тоже становится объектом игры.

Молодежь соревнуется, кому достанется "лакомый кусочек". На вечеринках, аулак, которые за этой, главной, будут следовать с недельной периодичностью в течение долгой зимы, обязательно в качестве основных яств (а татары, как известно, отличаются редким гастрономическим талантом) стол украсят блюда из гусятины. Вот вкратце все о "гусином" празднике. Кстати, в любой татарской деревне перво-наперво вам расскажут про то, что "гуси спасли Рим".

Гусь даже считается "королем двора". И вообще, по местным понятиям, после того как гуси "уходят" - татарский дом пустеет. Пестуют гусят с самого их рождения. Сразу после того как желтый пушистый комочек выбирается из скорлупы на белый свет, его надо напоить теплым молоком, крепким чаем и накормить белым хлебом, ведь первые дни гусенка - самые важные для его дальнейшей жизни. Главная радость гусенка - зеленая травка, если его не пасти на природе, он умрет. Но на улице его поджидают страшные враги: вороны, кошки и собаки.

Гуси, особенно самцы, - существа воинственные, они ревностно оберегают свое потомство, но не всегда им удается защитить своих малышей, а посему в деревнях есть такая обязанность - паз-кетучесе, "гусиный пастух", которая возлагается на самых старательных детей.

Домашние гуси в смысле интеллекта могут дать фору инкубаторским, но все-таки самые умные гуси - дикие. Например, когда мигрирующая стая садится на ночевку, один гусак остается "дежурить"; так вот, он, чтобы не заснуть, берет в клюв... камень. Упадет камень - закемаривший часовой тотчас просыпается. "Ум" диких гусей стараются передавать домашним: когда стая "дикарей" пролетает над деревней, хозяйка берет свежую солому, читает над ней молитву и бежит подкладывать ее гусыням, которые сидят на яйцах, а сидят они, между прочим, долгих 30 дней.

Гусю дарована жизнь от весны и до момента "гусиного праздника". На будущее хозяева оставляют лишь одного гусака, которого выбирают по высоте шеи, и двух-трех гусынь. Следующим летом гусак-счастливец будет считаться вожаком, причем среди своего гарема он все равно выберет одну-единственную фаворитку.

Гуси чувствуют свою предстоящую кончину (впрочем, как и пожар, и землетрясение, и нападение врагов - как произошло в Риме) и еще с раннего утра праздничного дня начинают громко и трагично гоготать. Вся деревня наполняется тревожным гудением. Нельзя сказать, что хозяину доставляет удовольствие резать домашних питомцев. Но что делать?

И оттого в день Паз-эмясэ в веселье подмешана едва заметная грустинка. Это я заметил в селе Четыре двора, в семье Мингалимовых. Семья большая - 15 человек, и представлены в ней аж пять поколений, среди которых большим уважением пользуются старейшины рода Минзакир-аба и Махира-апа. Минзакир Мингалимович - самый почитаемый в деревне бабай. По его мнению, гусь - главное украшение хозяйства, в котором, кстати, еще имеется три коровы, телята, утки и куры. В этом году Мингалимовы вырастили 25 гусей. Достаточно, чтобы прокормиться их большой семье. Здешние гуси, а сейчас мода на венгерскую породу, тянут на 5-7 килограммов, а то и больше, и стоит одна гусиная тушка не меньше 500 рублей. В не слишком зажиточном регионе найти покупателя на такой товар - проблема. Да и в содержании эта птица хлопотна. И все-таки, как считает Минзакир-аба, гусь - благословение дома. Недаром же он удостоился своего праздника!