Местная власть

«Если вам нужна помощь, обращаетесь ли вы к местной власти? Помогает ли она вам?»
Такие вопросы наши корреспонденты задавали сельским жителям разных регионов страны.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, Елена Месенцева, с. Падинское:
- Жители нашего села со своими проблемами идут к главе Валентине Дмитриевне Небольсиной, и каждому в меру сил она старается помочь. И к селу она относится как хозяйка к своему дому. За последние годы у нас появились тротуары, дороги подремонтировали, а ведь особых денег у сельской администрации нет. Зато у нашего главы есть организаторский дар и умение находить с людьми общий язык. Например, те же тротуары и дороги как появились? На пожертвования местных предпринимателей и фермеров, они нашей заботливой местной власти не отказывают. А бывают и анекдотичные случаи, над которыми все село потом посмеивается. Две старушки из-за черешни, что выросла из косточки прямо на меже, несколько лет враждовали. И сами извелись, и главу жалобами друг на друга достали. И вот в разгар очередной ссоры Валентина Дмитриевна пришла с пилой и прямо на глазах у бабок спилила дерево раздора. Те только и сказали: «Спасибо тебе, милая, рассудила». С тех пор вражде конец. Сколько раз читала или слышала, что, мол, селу нужен грамотный управленец. Или по-новому - менеджер. Но надо знать особенность нашей российской деревни - ей, может быть, в первую очередь нужен справедливый и душевный подход к людям.

Салихат Исаева, с. Гофицкое:
- Глава села Александр Катенев предложил мне несколько лет назад должность главврача сельской больницы. Я, когда посмотрела, в каком состоянии больница находится, хотела отказаться, но он сказал: «Отремонтируем». А я-то знаю, что в сельской казне денег нет. Но Катенев обратился к населению: или всем миром спасем больницу, или ее закроют. И люди откликнулись. Это была народная стройка. Коллективное хозяйство, местные фермеры выделили приличные суммы, помогли стройматериалами, жители села понесли деньги, кто сколько мог - от сотни до десяти рублей. Нашлись и добровольцы, взявшиеся за ремонт. Сейчас наша больница - вполне приличное медучреждение. Мне и потом не раз приходилось обращаться к главе: то наш уазик «захандрит», то денег на бензин нет…Я думаю, что главное для местной власти - это умение находить с людьми общий язык, убеждать. И задачи ставить перед ними не пустые, а такие, чтобы жители видели: это в интересах всех и каждого.

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, Николай Крайнев, с. Светлый Яр:
- Лично я хотел бы от местной власти, чтобы она помогала людям в организации своего маленького дела: открыть семейный магазинчик или бытовую мастерскую... Наконец, ее, местной власти, это дело, по-моему, - наладить быстрое и грамотное выделение земельных паев из общего пользования, чтобы потом на этих наделах хозяин мог собственное хозяйство ставить. Во всем этом нынче помощи никакой - только волокита, поборы! Какую кучу бумаг надо собрать! А когда дело заработает, налетают стаи проверяльщиков: налоговики, пожарные, санитары, ветеринары, экологи… У каждого свой интерес - не государственный. Если удается от них отбиться без взяток и больших потерь - слава Богу! Но тут же следом бандюки начинают липнуть, чтоб им платил, а милиция бессильная какая-то сразу делается, шепотком, без протокола советует: мол, ты уж лучше сам как-нибудь с ними договорись, так оно всем спокойнее. Создавать свое доходное хозяйство на селе сейчас очень тяжело, порой опасно. Многие хотят и имеют для этого возможности, да вот власть человеку не помощница.

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ, Борис Кацуба, с. Алексеевка:
- Много лет я возглавляю Совет ветеранов в своем селе, поэтому к власти, сельской и районной, обычно обращаюсь, чтобы решить те или иные проблемы стариков. Тугоуха она, власть-то наша: головой кивает, а не слышит.Вот сколько уже бьюсь за Виктора Андреевича Кобинова. Фронтовик, очень больной человек - парализован он. Изба у него словно решето: и дождь в нее идет, и ветер дует. Я просил о ремонте дома. В итоге со скрипом выделили деньги... на покраску. А зачем покраска такой хибаре? Просил во дворе фронтовика вырыть колодец. Жена его, тоже старенькая и больная, чуть ли не за километр ходит по воду на колонку. А ему в ответ подарили... инвалидную коляску. Куда в ней отправится человек, если ноги и руки у него не работают?! Да если бы и работали, по двору, по колдобинам все одно не проехать. Так и стоит коляска без дела. А кому-то другому, может, она как раз и нужна, если подходить к людям по существу, а не ради галочки: помогли, мол, в графе записано.Недавно меня вроде обрадовали насчет фронтовика: дадим ветерану квартиру в районе. Когда - не говорят. Дожить бы ему до этой квартиры, а то вон в Некрасовке год ставили инвалиду телефон, он помер, так и не дождавшись.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, Вера Убиенных, д. Мензот:
- У нас четверо детей, проблем, сами понимаете, полно, но к властям за помощью не обращаемся. Считаю, что государственная политика должна быть такой, чтобы крестьянина его нелегкий труд не просто кормил, а давал возможность жить достойно, тогда не надо будет ходить с протянутой рукой и унижаться. А что у нас? Производство, какое было, разорено, разграблено. Налегаем на личное хозяйство. Держим пять коров. Молоко заготовители принимают у нас по 4 рубля 10 копеек за литр. Это форменная обдираловка, потому что в городе его же, только разбавленное, продают почти в четыре раза дороже. Было бы хотя бы так: половину стоимости готового продукта заплатите крестьянину, а вторую половину пусть делят между собой переработка и торговля. Вот тут бы власти и вмешаться, не дать в обиду производителя. Но где там! Молчит, сердечная. Мы с мужем готовы и десять коров держать, лишь бы была отдача, а так напашешься до черноты в глазах - и все фактически впустую.Я уж иной раз подумаю: может, нашей власти хочется, чтобы крестьянская семья жила подачками, раз она проводит такую политику? Но мы с мужем решили: не дождутся. Не выживут нас из родной деревни. Все жилы вытянем, а за подачками не пойдем!

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, Елена Никитина, с. Михайловка:

- Несмотря на все финансовые трудности, глава нашего муниципального образования Ринат Шамсутдинов старается решать насущные нужды односельчан. В этом году, например, нашли средства на ремонт домов ветеранам войны. И вопросы о выделении земли глава решает без волокиты: например, под гаражи. И под строительство православной церкви сельская власть отвела очень хорошее место. А какое большое дело - телефонизация сельских домов, почти 150 семей получили телефонную связь. И улицы наши осветили - здесь уже вскладчину действовали.У нас в Михайловке уже давно есть две большие проблемы - это внутрипоселковые дороги и питьевая вода. Дороги сельсовет нам «пробил» - под этим словом надо понимать, что добился на это выделения средств. А вот с водой пока не вышло: глава доложил землякам, что этот проект обойдется сельской казне в два миллиона рублей. Для нас эта сумма неподъемная. Но у людей появилась надежда, что и с этим мы справимся, ведь когда во главе местной власти стоит толковый, заинтересованный человек и постепенно решает накопившиеся проблемы, то оптимизма прибавляется…

РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ, Борис Зотов, с. Таяба:
- Все зависит от того, какая помощь нужна. Если сосед-пьяница с топором за женой носится, то, конечно, звоним в милицию. Помогает. Еще если, допустим, трансформатор ночью снимут (а такой случай был), тоже районная власть поможет. А так... Труба в водопроводе потекла, тут либо в сельхозкооператив бежим, либо сами скидываемся, чтобы починить. Да что может она, власть сельская? Денег у нее нет, на все надо у района выпрашивать. А у них что там? Тоже нищета бюджетная. Нет уж, на себя надо надеяться, другого выхода не вижу…

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Валентина Мелихова, с. Бараново:

- Сельская власть у нас хорошая. За последние годы на средства местной администрации по всему сельсовету построили дороги, отремонтировали и оборудовали не хуже любой больницы медпункт, купили машину «скорой помощи», автобус, на котором детей возят в школу, а всех жителей - бесплатно в райцентр. Для детей в школе за счет местной власти - бесплатные завтраки и обеды. Откуда, скажете, такие чудеса? Это наш глава администрации Юрий Амерев доказал в суде, что компенсация за земли, затопленные Старооскольским водохранилищем, которую ежегодно выплачивает Лебединский горнообогатительный комбинат, должна поступать именно на счет нашего Куньевского сельсовета. И теперь у наших сел Кунье и Бараново многомиллионный бюджет. Только вот, говорят, что такая богатая и самостоятельная местная власть кое-кому не нравится. Уж сколько судов прошло, чтобы лишить нас этих поступлений в сельский бюджет. Будто не наши земли затопили водохранилищем, а неведомо чьи…

От редакции
Наши политики любят повторять, что местная муниципальная власть - самая близкая к народу. И значит - самая важная, ведь от нее зависит решение насущных проблем людей, а значит, и их самочувствие (в первоначальном широком смысле этого слова). Наш опрос - абсолютное подтверждение этих слов. Какая спокойная, даже оптимистичная интонация в тех ответах, где муниципальная власть действует толково, выражая общие интересы. И наоборот, конечно.Но вернемся к политикам. Недавно их волей реформу местного самоуправления решено «растянуть» на три года. Это означает, что муниципальная власть во многих местах по-прежнему остается без бюджета, законно выделенного на нужды подведомственной ей территории. По-прежнему она будет испытывать финансовую зависимость от вышестоящей чиновничьей структуры. А тем, кто с этим не согласен, суждено, как курянину Юрию Амереву, доказывать через суды право сельской территории не на убогую, а на достойную жизнь.Но участники нашего опроса свидетельствуют: сельская жизнь тем не менее благодаря стараниям именно местной власти далеко не всюду, но постепенно обустраивается. Как трава, которая при любой погоде все-таки пробивается сквозь землю.