Проблема транспорта, проблема дорог

"Изменилось ли в последние годы транспортное сообщение между селами и поселками вашего района, между районами и областным центром?"
"Происходили с вами или вашими родственниками, односельчанами неприятные истории из-за поломки автобуса или отмены рейса?"
Эти вопросы наши корреспонденты задавали сельским жителям разных регионов страны.


Ах, дороги?! Э-эх, дороги...
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ Альбина Селезнева, с. Сухоной:
- Транспорт, говорите? Да это издевательство, а не транспорт! Я даже в красноярскую газету письмо писала, а что толку? Раньше к нам в Сухоной заворачивал 270-й маршрут "Красноярск - Уяр - Партизанское". Ежедневно. Тютелька в тютельку по расписанию. Билеты недорогие. В 2000 году перед какими-то выборами - уж не вспомню какими - нам власть и того лучше подарочек преподнесла: пустила маршрут "Уяр - Сухоной". Платишь пять рублей - и вот он районный центр. Мы, помню, нарадоваться не могли! Да только рано радовались. Как выборы-перевыборы закончились - стоп машина! Ни из Красноярска, ни из Уяра к нам транспорт ходить не стал, отрезали от внешнего мира. Почему? А потому, разъяснили, что с трассы приходится съезжать и по гравию крюк делать, от этого техника ломается! У нас ведь все важнее человека. И вот этот "не важный" человек топает в соседнее село пешком 7 километров и уж оттуда уезжает, куда надо. Причем выходим в пять утра, иначе к отправке не поспеешь!

Ольга Лукьянова, с. Курагино:
- Курагино - районный центр. До Красноярска ходит поезд. На нем же можно уехать в Абакан - ближайший большой город: взрослые туда на рынок ездят, молодежь - развлекаться. Меня волнуют внутрипоселковые автобусы. Само Курагино - село не маленькое, 15000 человек. И ходят по нему два маршрута: № 1 - пара машин, и № 2 - тоже пара. Так вот, их ждешь - не дождешься! Бывает, по часу на остановке мерзнешь, а потом все равно пешком идешь. При этом сами машины - старые, грязные. Кондукторы хамят. Хотя, конечно, и в Красноярске, где я учусь, сервис не очень-то, зато там маршруток много, идут друг за другом, не надо ждать до посинения. Вот такие "мелочи жизни" формируют отношение к деревне: поживешь в городе, почувствуешь, что в нем одно лучше, другое, третье, и возвращаться в село уже не захочется.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
Светлана Филянова, с. Гришенское:
- До Барнаула добраться из нашего села сейчас нет проблем: автобусы несколько раз в день ходят. И дорога хорошая - не то, что раньше. А вот до райцентра доехать - проблема. Автобус ходит два раза в неделю, и то, если хорошая погода. Зимой, если заметет дороги, в райцентр не выберешься. А ведь бывают случаи, когда позарез надо туда попасть. Мне как-то зимой случилась срочная нужда в помощи врача районной больницы. Дорогу замело, автобусы не ходят. Так я больше недели мучилась.

Надежда Иванова, с. Залесово:
- Как построили дорогу на Кузбасс, сообщение с Барнаулом стало для нас значительно лучше: шесть раз в день ходят автобусы, дорога отличная. Раньше-то через Заринск добирались, дорога кое-какая, времени много уходило. Только вот кемеровские водители всегда останавливаются и подбирают нас. А барнаульские - нет. Вот тебе и земляки! Зато в районе дороги у нас безобразные. Транспорт ходит плохо. Из деревни в деревню хоть как в старые времена - пешком иди. Многие и ходят.

Елена Гимадаева, с. Троицкое:
- Из Троицкого до Барнаула добираться стало гораздо удобнее. Кроме автобусов пассажиров теперь возят и "газели": пять раз в день ходят. Еще и на поезде можно добраться. И между селами у нас тоже нормальное сообщение. Сейчас ведь частников много работает. Куда надо, туда и отвезут. А денег берут - как и автобусники, не дороже. Для сельских жителей хуже метели только весенняя распутица. Тогда и рейсы отменяют. Говорит это о ненадежности наших дорог. Сказать проще - об их плохом качестве. Но никто не возмущается, не ропщет. Привыкли...

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН
Минияр Аминев, г. Белорецк:
- Наш Белорецкий район испокон веков считался медвежьим углом. Между деревнями были лишь таежные дороги - тропки, а с райцентром в распутицу связь прерывалась. И вот случилось настоящее чудо: только за последние пять лет в Белорецком районе построено и реконструировано более 120 км дорог и 17 мостов протяженностью более 750 погонных метров. (Это я специально узнал.) Автотрасса Сибай - Аскарово - Серменево тоже прошла по нашему району, и теперь у нас прямое сообщение с Магнитогорском. Раньше, чтобы попасть из села Аскарово в село Серменево, мы тратили до 4 часов по ухабистой дороге. Теперь дорога до Серменево занимает 1 час. И дорога из Белорецка в поселок Тирлян усовершенствована. Реконструирована трасса Улу - Елга - Тукан - Зигаза. До поселка Тукан открыт новый автобусный маршрут. А от поселка Инзер до деревни Аисово даже пустили частный маршрут для микроавтобуса "газель".

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
Анна Колюхова, д. Куность:
- Я заместитель главы сельской администрации и мне ли не знать, какая это головная боль - дороги в нашем Белозерском районе. Из города в поселок Нижняя Мондома ходят 5 рейсовых автобусов, в том числе через нашу деревню. Но более двух месяцев, начиная с марта, автоколонна в Белозерске не выпускала автобусы на маршрут: опасались, что они просто развалятся из-за состояния дороги. Семь километров - от поселка до деревни - не пройти, не проехать. Построена дорога лет 30 назад, из бревен - типа лежневки, все сгнило, все разбито. Мощные леспромхозовские лесовозы добивают остатки дороги...А на этой территории проживает более 2 тысяч человек. Бездорожье просто парализует жизнь. Но что может сделать сельсовет? Денег-то на строительство дороги у него нет. Осенью прошлого года перед выборами на третий срок губернатор Вячеслав Позгалев был у нас в районе и при всех сказал: "Будем асфальтировать дорогу в Нижнюю Мондому". Вот только не сказал когда...

Юрий Смирнов, д. Мальгино:
- Редко, когда автобус из Вологды на Грязовец уйдет по расписанию. Вот и 11 мая опоздал. Пассажиры ждали на автовокзале минут 10. Смотрим, подъехал "сарайчик" - ну старенький такой автобус. Ладно, лишь бы довез до дома. Все расселись. Но едва выехали за город, автобус остановился. Водитель открыл двери, чтобы народ пока проветрился. Приподнял капот - оттуда пар, как из бани. Паренек молодой, видимо, опыта нет. Не знает, что делать. Тут мы всем миром стали ему советы давать. "Да залей воды в радиатор!" - кричат пассажиры. У водителя не оказалось воронки. Попросил, чтобы кто-то из пассажиров одолжил пластиковую бутылку - ее можно обрезать и сделать воронку. Пустой бутылки не нашлось. Какой-то энтузиаст пошел вдоль дорожной канавы, нашел в траве старую пластиковую бутылку. Все обрадовались! Сделали воронку, вставили в радиатор. Но тут шофер обнаружил, что у него нет ведра - нечем набрать воды из лужи. "Эй, - кричит, обращаясь к пассажирам, - дайте ведро, верну ведь!" Один сердобольный дачник высыпал на пол в автобусе семенную картошку, подал ему ведро. Сбегали за водой, залили. Потом крутили по очереди ручку - заводили машину. Наконец завели. Паренек-то боится нормально ехать, еле-еле плетется...

Но я считаю, что нам повезло. Недавно тут же автобус сломался, так люди три часа ждали, пока другой придет взамен. Такой у нас теперь в XXI веке пассажирский автотранспорт.

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Зинаида Перцева, г. Переславль-Залесский:
- Между Переславлем и селами сообщение в последние годы заметно ухудшилось. Я до своей деревни с трудом добираюсь. Хотя у нас Шапаров, заместитель главы района, много делает для сельской местности, не обижает сельских жителей, льготы на проезд имеются, телефоны устанавливают. Но с дорогами и автобусами не очень получается. В дачный сезон автобусы нашего Переславля совсем не справляются. Они до того плохие, что нам частенько приходится их в гору толкать. Едем до Чкаловского, потом все выходят и толкают вверх автобус. Потом на этом же маршруте еще одна горка. Из уст в уста пассажиры передают: пять автобусов распилили на металлолом, а остальные уже бессмысленно ремонтировать.
Татьяна Буслова, с. Кондаково:
- Между моим селом и Борисоглебском сообщение хорошее, три рейса. Ходят автобусы нормально, опозданий не было, разве что зимой, когда дорогу с утра или ночью снегом заметет. Руководитель автотранспортного предприятия у нас активный, шевелится. Раз в неделю автобусы в Крым, Сочи, Анапу ездят. Зарабатывают таким образом транспортники. Два хороших автобуса недавно купили. Значит, людям удобство будет: на хороших-то машинах ездить надежнее, чем на колымагах.

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Ольга Баракова, с. Беденьга:
- За последние четыре года у нас в округе ни одного километра новой дороги не построено. В райцентре Ишеевка говорят, что теперь в России не стало дорожных фондов и потому закладывать и тянуть новые дороги не на что. Для жителей нашего села это вроде и не страшно: мы находимся возле трассы Ульяновск - Казань и к нам еще в 1997 году протянули асфальтированный "рукав". Выбраться в город или райцентр всегда можно: зимой подъезд к трассе за бутылку всегда продерет дорожный бульдозерист. Но беда в том, что в самом селе так разбит гравийный насыпной путь, что с одной улицы на другую проехать ни на чем, кроме трактора, невозможно. А залатать разбитую вдрызг улицу и некому, и не на что. Так что автобусы и маршрутные такси мимо нас (Тетюши - Ульяновск, Ульяновск - Казань) шмыгают постоянно, а вот как больного до "скорой", вызванной из той же Ишеевки, довезти - проблема. Был случай: женщине досрочно рожать, а "скорая" стоит на развилке и в село пробраться до пациентки не может. Так мужики Оксану к врачам на одеяле несли...

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Валентина Гражданкина, с. Труновское:
- Раньше из Труновки было два рейса на Ставрополь, проходивших через наш райцентр, село Донское, и один на Изобильный - соседний с нами городок. Это вполне устраивало людей. Теперь же автобусы отменили. Кое-как выручают два проходящих рейса из села Кючевского и поселка имени Кирова. Мы как-то провожали родственника-студента в Ставрополь, а билетов-то нет, все раскуплены на конечных пунктах. Теперь многие студенты сообразили: на попутках добираются в поселок имени Кирова, чтобы там купить льготные билеты. Ерунда какая-то. Мы с главой села не раз обращались к районным транспортникам: введите прямой рейс из Труновского. Село наше большое, пассажиропоток всегда будет обеспечен. Отвечают: невыгодно, перевозки между селами убыточны. С некоторых пор у нас появился частник на "газели", ему почему-то возить людей между Труновкой и Донским не в убыток. Беда еще в том, что часто вырученные деньги идут мимо кассы. Вот привычная картина: пассажиры передают деньги водителю, а билетов не берут: мол, пусть мужичок подзаработает. И невдомек, что тем самым наказывают себя. Водитель делится левыми деньгами с вышестоящими начальниками. Зачем думать об улучшении обслуживания населения, когда дурные бабки и так в карман летят?

Наталья Березнева, с. Рогатая Балка:
- Было время, когда автобус из нашего села до райцентра, Светлоград, ходить перестал: якобы невыгодно это стало транспортникам. Намаялись мы тогда. Я заведую медицинской амбулаторией и часто направляю людей на обследование или лечение в районную больницу. Больно было видеть, как одинокие старушки поднимались ни свет ни заря, чтобы добраться на попутке до трассы, а там ловили частника. А сейчас - тьфу, тьфу, тьфу! - проблем с транспортом практически нет. Из села на Светлоград ходят два автобуса - утром и в обед. Глава нашего села Виктор Алексеевич Лихачев договорился с транспортным предприятием, и по воскресеньям оно открыло специальный студенческий рейс Рогатая Балка - Ставрополь. Оказывается, и "проблему убыточности" можно решить, если хорошенько подумать.

От редакции

Что выявил этот опрос? Федеральные трассы строятся, а местные, соединяющие села и поселки, дышат на ладан. Перекос? Или политика такая? Ведь недаром дороги называют кровеносной системой экономики. Большая экономика требует современных скоростных трасс. А простой человек (факт нашей отечественной истории), как всегда, подождет?..