Работа не в почете?

Горячая тема

Труд без чести

Почему в нашем обществе работа не в почете?

Работа не в почете?Вопрос этот из разряда сакраментальных для россиянина «кто виноват?» и «что делать?». Ответ большинство формулирует для себя примерно так: «Потому что, сколько ни трудись, все равно останешься нищим. Вот если бы богатство с неба упало...»

«Беги, Настя, беги!»

Недавно по стране прокатилась серия необычных преступлений. Банковские и почтовые работницы ради красивой жизни со своими возлюбленными опустошали счета родных финансовых учреждений и пускались в бега. Первое и наиболее резонансное ЧП подобного рода произошло в Волгоградской области. Юная сотрудница почты Настя Черепанова из маленького городка Серафимович вместе с другом ограбила свое почтовое отделение. Парочка умыкнула больше семи миллионов рублей пенсионных денег. За время обладания немалой суммой они успели покутить в столичных ресторанах, купили дорогую машину, дом у моря и собачку модной породы. За процессом поимки доморощенных Бонни и Клайда следила вся страна практически в режиме онлайн, так широко эта история освещалась в Интернете и в СМИ. Оказалось, что у грабителей много болельщиков, пристально наблюдающих на ходом расследования. Парадокс, но симпатии были явно на стороне преступной пары. В блогах то и дело повторялось: «Беги, Настя, беги!» Это стало полной неожиданностью для наблюдавших за наблюдающими. Социологи и психологи задались вопросом: откуда в обществе такой перекос? Почему грабители пользуются поддержкой? Вот лишь несколько комментариев, оставленных во Всемирной сети.
«Я больше 30 лет работаю педагогом в училище. Нищие ученики, их родители, учителя... Для сравнения - жизнь богатых, которые открыто и безнаказанно воруют миллионы. Помогите, богатые, нищей Насте! Что она видела в своей жизни? Больше половины россиян находится за чертой бедности, ничего не видит в этой жизни, и только одна Настя оказалась чуть смелее остальных. Молодец! Нет гарантии, что наши дети, загнанные в угол кредитами, ипотеками, не совершат то же самое. Оправдайте Настю!»
«Сколько бы Настя ни трудилась на почте, ей вряд ли удалось бы собрать столько денег, чтобы купить квартиру, машину, украшения. Разве что собачку, и то вопрос. Работай не работай, а достойно жить не будешь».
Сколько всего намешано в этих комментариях! И зависть к богатым, за которой кроется твердая уверенность в том, что богатство было нажито преступным путем. И беспросветность, уныние нашего бытия. И странные представления о достойной жизни. Получается, что жить достойно - это подкатить в дорогой машине к казино, блеснуть камушками в ушах и подмести тротуар мехами. Уже несколько поколений россиян с детства с утра до вечера смотрят на подобные картинки в телевизоре и читают о таких идеалах в глянцевых журналах. И нигде ни слова о том, что к этому причастны труд и талант.

Труд проиграл гламуру

Работа не в почете?Тут бы надо завести высокоморальный разговор о том, что, мол, работа и только работа... Но, признаюсь, мне не хочется кривить душой. Ведь я и сама, как те комментаторы в блогах, считаю, что это неправда. По крайней мере, в нашей стране. Труд и талант зачастую прозябают в кромешной нищете, а богатство, как правило, достигается иными путями. Вопрос в том, хотим ли мы такого богатства. Помню, как в начале девяностых муж моей юной подруги строил стратегический план на будущее. План состоял из нескольких пунктов: войти в группу рэкета на местном рынке, отнять ларек, потом еще несколько и наконец стать хозяином рынка. У этого парня все получилось. Что я вижу сегодня? У него огромный джип, дом - как дворец пионеров, охрана, отдых на островах. Сын учился где-то в Англии, в недоступном для простых смертных колледже. Казалось бы, вот с кого надо делать жизнь свою. Но того, что пришлось пережить этому «новому русскому» на пути к успеху, не пожелает ни один разумный человек. Распавшаяся семья, шрамы на затылке и шее - память о неудавшемся покушении и самоубийстве. Сын? Тут и вспоминать не хочется. Юноша пристрастился к какому-то наркотическому порошку и уходит по этой дорожке все дальше. Как вам такое богатство? Говорят, что время дикого капитализма прошло. Дай Бог! Но за этот период выросли целые поколения, абсолютно точно знающие, что первыми будут воры и бандиты, а честные - всегда в аутсайдерах. Кто-то разглядел, что скрыто за блестящей гламурной оберткой, и вполне осознанно выбрал труд, понимая, что «палат каменных» не построит, но наверное, и каяться во всех смертных грехах не придется. А кого-то ослепила внешняя мишура - живем-то один раз, а так хочется, чтобы все было как у тех баловней судьбы, что в телевизоре: джип, дом у моря и модная собачка.
Когда Настю Черепанову, укравшую пенсионные деньги, поймали, она сказала, что ни о чем не жалеет. Хоть немного, да пожила по-человечески. Два месяца преступная пара изображала из себя мажоров - отпрысков богатеньких родителей, ничего не жалеющих для своих детей. Настя считает это самым счастливым временем в своей жизни.
Труд начисто проиграл идеологическую войну гламуру.

Щукины дети

Не знаю, правильно ли утверждать, что тотальное неверие в полезность честного труда - это «завоевание» наших дней. Россиян ведь нередко сравнивают с Емелей, персонажем весьма древним, который полжизни просидел на печи в ожидании волшебницы-щуки, устроившей ему безбедную жизнь. Любовь к халяве считается чуть ли не национальной чертой. Вот и уважаемый режиссер Андрей Кончаловский как-то сказал: «В русской культуре нет уважения к труду вообще и честному труду в частности». В чем-то можно согласиться, а в чем-то и поспорить.
Да, похоже, что только у нас есть пословицы «Трудами праведными не построишь палат каменных», «Работа - не волк...» и приблатненная присказка «От работы кони дохнут». Мы уже привыкли к собственной расслабленности, но иногда это сердит даже нас самих. Так, губернатор Приамурья Олег Кожемяко предложил не выплачивать пособия по безработице мужчинам в возрасте от 18 до 42 лет, не имеющим детей. Свою инициативу он объяснил так: «Мы развращаем общество, порождаем армию иждивенцев». Сегодня в Приамурье на учете в центрах занятости стоят 5455 мужчин, из них без малого 3 тысячи - люди совсем не старые. Как отмечают в департаменте занятости по Амурской области, есть безработные, которые получают пособие годами, находят самые разные лазейки, лишь бы никуда не устраиваться. Три тысячи бездельников - это же население нескольких деревень. Деревень, в которых люди совершенно обленились и отвыкли трудиться. И это притом что вакантных мест полно. Руководитель сельскохозяйственного предприятия жалуется, что в сезон готов платить по тысяче в день, но не может никого уговорить работать. На лесозаготовки приглашают китайцев. А наши? Не хотят. Каждый мечтает поймать свою щуку?

Почему во фраке?

Работа не в почете?У нас почему-то к ворам да бандитам «респект и уважуха». А бездельники и пьяницы вызывают умиление своей неприспособленностью к современному миру с его волчьими законами. И те, и другие - свои ребята. К тому же, кто не прикладывается к рюмке, вовремя ходит на работу, не дай Бог, еще и дело свое откроет, окружение относится с большим подозрением. Потому что чужой. Так и слышится вопрос: «А чой-то ты во фраке?»
Многие видят причину сложившейся у нас непопулярности труда в православной традиции. Богатство в этическом плане было весьма сомнительным, пожалуй, даже порочным явлением. А бедность предполагала добродетель. Поэтому и труд, который может и должен приводить к богатству, не принимался как абсолютное благо. Значит, у россиян особенная ментальность - отсюда расслабленность и неспособность к труду? Однако возникает резонный вопрос: а кто в начале XX века снабжал полмира отборной пшеницей? Да и по росту экономических показателей наша страна находилась тогда среди мировых лидеров. Это ведь был тот самый православный мир, который канул в Лету.
Получается, что не религия в основе нелюбви к труду.
Впоследствии были индустриализация, завоевание космоса и еще много чего. Завоевания были, а уважение к труду - нет. Мне кажется, что и тогда, и теперь большие претензии надо предъявлять к системе распределения благ. Государство не просто исторически не поддерживает честный труд, а обирает работника до нитки. Вот и выкосили на корню привычку трудиться, ведь так или иначе все отберут. Наша система распределения работает на самосохранение. Делить бюджет гораздо интереснее, чем создавать условия для честного труда и развития бизнеса. Депутат и коммерсант в одном флаконе в любой цивилизованной стране мира это нонсенс, а у нас правило. Государство вовлечено в коммерцию: суды - коммерция, полиция - коммерция, Дума - коммерция.
Заметьте, воровство - у россиян большой грех, если красть у соседа. Но у государства что-нибудь умыкнуть - никто особо не осудит, даже наоборот. Не платить налоги - доблесть. Почему? Нередко нам доводится слышать: «Из бюджета украли столько-то миллиардов рублей». И как правило, никто не наказан, огромные деньги растворились неведомо где. А там были и наши налоги. Наверное, в тайном желании отломить хоть что-нибудь от государственного пирога есть инстинктивное стремление к балансу: дескать, у нас отобрали, отберем и мы, только потихоньку.
Ни в коем случае не пытаюсь оправдать воровство. Конечно, это разврат души и совести. Просто с грустью констатирую факт: национальный вид спорта - кто украдет первым и кто украдет больше. Какой уж тут честный труд...

Казак пизанский

И все-таки подворовывают и на печи лежат далеко не все
. Возвращаясь к реплике кинорежиссера Кончаловского, можно привести в качестве контраргумента пример.
Итальянец Фабрицио переселился из Пизы в донскую станицу Кундрюченская ради любимой женщины. Ему пришлось на себе испытать, что такое жизнь в российской деревне. Вместе с Оксаной он управлялся по хозяйству, торговал в маленьком сельпо всякой мелочью. Рабочий день начинался в восемь, заканчивался поздно вечером. И это облегченный график, сами хуторяне трудились еще упорнее. Фабрицио старался наравне со своими новыми соотечественниками. Однажды спросил: «Вы так много работаете, почему так плохо живете?» (Итальянец-то разглядел, в отличие от режиссера, что и в России есть люди, которые пашут - дай Бог каждому.) Кто-то буркнул в ответ: «Потому что не воруем, а вот нас обдирают как липку». «А пьете почему так много?» - «Не понимаешь ты устройство нашей сложной жизни. Пьем от безнадеги».
Фабрицио говорит: «И все-таки страна у вас прекрасная, никуда не хочу уезжать». Вот и стоит теперь посреди неказистой улицы дом в итальянском стиле. То ли как пример, то ли как укор...
На Руси богатство считалось греховным, а вот достаток - это от Бога. Но беда в том, что честным трудом невозможно добиться не то что достатка, но и среднего уровня жизни. Если взять за точку отсчета заработную плату в обычном российском городе, не говоря уже о сельской местности, вычесть из нее налоги и коммуналку, то тут уже не о мехах речь - купить бы еду да необходимые лекарства. Труд не выполняет роль социального лифта, как в цивилизованном мире. Общество поделилось на касты, пропасть между которыми все время растет, а труд, к сожалению, не способствует перемещению из одного социального слоя в другой. Так, может, лучше вообще не работать, чем за копейки ломаться? А если пашешь с утра до вечера, да еще и не пьешь, значит, ты «не понимаешь устройства нашей сложной жизни». Следовательно, принадлежишь к самой незадачливой ветви рода человеческого - дурак обыкновенный. Поэтому трудиться у нас как-то даже стыдно.
Нелюбовь к труду - это не только экономическая катастрофа, но и культурная. Потому что лень и безверие разъедают абсолютно все сферы жизни. Мы сами заражены позорным отношением к труду и передаем его по наследству своим детям.
А может, надо, как итальянец Фабрицио, который не подозревая, что у нас все так плохо, взял, да и построил большой дом в небогатой донской станице для своей русской жены. А начинал с того, что поднял повалившийся забор, открыл магазинчик и работал в нем с утра до ночи...