Горячая тема
Где взять специалиста
Селу, чтобы измениться, нужны профессионалы. Но чтобы они появились, должно измениться само село.
Для начала - строчки из письма, подсказавшего тему этих заметок. Написал его пенсионер из села Ольховка, бывший агроном. Цитирую: «Деревня вымирает. К нам ходил разбитый автобус. Отменили. Старики получают пенсию, но родственники-алкаши - дети, внуки - изымают. Подростки грабят деревню. Поймают гуся, открутят ему башку. Бабы вопят. В ответ - хохот. Паленая водка и спирт заливают село. Провода срезали. На здании бывшего правления колхоза висит лозунг: «Спасем село - спасем Россию!» А спасать-то уж нечего. Полноценного села сегодня просто нет. Есть угасающее «поселение для населения». Так назвать российскую деревню - это издевательство. Поселения существовали для тех, кто, отсидев свой срок, не имел права передвигаться по России.
За последние годы никто палец о палец не ударил, чтобы сделать что-то полезное для села. Было дойное стадо. Последний председатель пустил буренок под нож, чтобы расплатиться за какие-то долги. Но какие могли быть долги? Зарплату людям не платил, землю за селом не обрабатывал... Если и дальше будет продолжаться подобное «спасение» села, то деревенской России просто не останется...
Полвека назад я работал здесь помощником комбайнера. А сейчас над полями висит мертвая тишина...»
Таков крик души человека, отдавшего жизнь российскому селу. Невольно встает вопрос: можно ли вернуть деревне силу? Главная проблема: способна ли эта старая, доставшаяся нам от дедов и отцов деревня с ее немощеными улицами, удобствами во дворе, устаревшими представлениями об успешном труде возродить свою дееспособность? Я имею в виду традиционную производственную и созидательную силу российского села.
Вопрос возник не на пустом месте. Дело в том, что большинство сел ныне лишены не только избыточного трудоспособного населения (как бывало), но и просто трезвых и умелых работников. Более того, сельский рабочий люд сильно поотстал по своей профпригодности от современных технологий, машин и механизмов. «Уровня знаний и умений явно маловато для успешной, эффективной работы на фермах и в полях», - вот суждение руководителей многих приволжских сельхозпредприятий.
Мне приходилось обсуждать эту тему со многими. Все оплакивали судьбу сегодняшних сел и деревень, бесконечно перечисляли их беды... Но главная мысль тех, кто еще продолжает худо-бедно снабжать нас хлебом и всем прочим с сельских нив, сводилась к тому, что в своем сегодняшнем состоянии российская деревня сделать качественный рывок просто не в силах.
- Смотри, что происходит, - рассказывал мне потомственный крестьянин, руководитель большого сельхозпредприятия «Чеботаевка» Николай Лаврушин. - В хозяйстве около девяти тысяч гектаров угодий. Производство многоотраслевое - от садоводства, зерновых, мясо-молочного скотоводства до консервирования. Какая главная проблема? Нет квалифицированных, знающих досконально современные технологии спецов. Можно сказать, тащим свое хозяйство по старинке, «на пупке». Фермы - от советских времен, техника - оттуда же. Из-за технической и технологической отсталости высока себестоимость продукции, низка производительность труда. К тому же тратимся на содержание клуба, медпункта, школы... А забота о дорогах, соединяющих несколько вымирающих деревень? За ними надо смотреть, чистить от снега, ремонтировать... Все это сдерживает производство... То, что российское село (да и вообще вся российская провинция) катастрофически обделено социально-коммунальным обустройством - факт очевидный. Именно это, кстати, и послужило одной из причин повального бегства (иначе это трудно назвать) деревенского люда в города. А сейчас еще и власти способствуют этому бегству, ликвидируя школы, лечебницы, клубы...
Легко издать распоряжение о закрытии школы и о переводе учеников в соседнее село, где школа еще «наполняема». Но есть ли приличная дорога в это село, чтобы возить по ней детишек? Легко закрыть клуб в деревне, но что делать с подростками? А про исчезающие фельдшерско-акушерские пункты и говорить не хочется...
И если эту идею «оптимизации» (бюджета, но не реальной жизни российской провинции) продолжать далее, то надо урезать расходы на пожарную охрану, почту, связь и вообще на все, что связано с понятием цивилизованного бытия. Да и избы можно начать топить по-черному - затраты на выработку электроэнергии уменьшатся...
Конечно, надо налаживать деревенский быт. Но в полуразоренных деревнях сегодняшней России остались в основном пожилые люди. Их участие в создании современной сельхозиндустрии нереально.
Прогнозисты (в большинстве из чиновничьего сословия) полны оптимизма: скоро исправим ситуацию! «Сельское хозяйство пошло на подъем. Кредиты беспроцентные крестьянам стали давать. Государственные компенсации сельхозпромышленникам пошли. Скоро наш продукт будет дешевле заграничного...»
Тут чиновники замолкают, ибо неловко говорить о том, что наш продукт может быть дешевле (гипотетически!) пока только по одной причине - если селянам поразительно мало платить. Что и происходит. А отнюдь не благодаря новым механизмам, современным технологиям или автоматизации, скажем, ферм. Это все пока пребывает в зачаточном состоянии.
Причин, не дающих сегодняшним крестьянам наладить эффективное производство, множество. Тут и недостаточное бюджетное финансирование; и диспаритет цен, и свертывание сельской «социалки», и еще много чего. Сегодня вся надежда на так называемых инвесторов, о приходе коих так любят напоминать сельхозчиновники и которые якобы обязательно поднимут село? Поднимут ли? Что такое «поднять село»? Что имеем в виду, произнося это? Произвести больше продукта, отвезти в город и продать? Или под этим термином подразумевается коренное преображение?
Создание таких поселений, где будут высококвалифицированные работники, где вместо дедовских расхлябанных улиц и удобств в огородах - практически городской уровень комфорта, вместо мытарств с образованием, медициной - полная доступность этих социальных благ?
Да, да и еще раз да! Это главное.
Реальность времени: разбогатевшие нефтяные, пивные, газовые и прочие короли с интересом уже поглядывают на российские сельхозугодья. И начинают вкладываться в сельхозпроизводство. Вот в Ульяновской области только что открылся большой молочный комплекс. Кто финансировал стройку? Концерн «Мордовцемент». На комплексе 1000 голов дойного стада, здесь создано 50 новых рабочих мест, среднемесячная зарплата - 15 тысяч рублей, производительность - 10 тысяч тонн молока в год. Стоимость проекта - 82 миллиона рублей.
Главное в этом проекте - помещения оснащены современным оборудованием, комплексной системой регулирования микроклимата, освещения и вентиляции, сбора молока, кормоприготовления, электроподогрева полов. Понятно, что работать на таком предприятии должны весьма подготовленные люди. Понятно, что должны коренным образом измениться и условия их жизни. Асфальт, все коммунальные услуги, Интернет и прочие блага цивилизации не просто желательны, а обязательны...
Однако такие примеры немногочисленны. Это во-первых. А во-вторых, и это, пожалуй, главное - сегодняшние инвесторы не хотят вкладываться в обустройство российской деревни. Чаще всего они «приходят в село» не жизнь менять, а прибыль получать. И понять их можно, они не обязаны благоустраивать территории. Это задача местных властей. Вот, скажем, в Сурском районе Ульяновской области усердно «инвестируется» некий сибирский зерновой холдинг. Что он делает? Выращивает зерно на приобретенных и арендованных землях. Как выращивает? Находит в полуразоренных деревнях еще не спившихся механизаторов, платит им высокую зарплату, заставляет работать по 12 часов. По осени собирает урожай, готовит землю под новые посевы - и «гуд бай». Тратиться на обустройство села инвестор не желает.
Но это означает не подъем села, а его вымирание! Без уверенности в завтрашнем дне о каком развитии села и сохранении сельского населения может идти речь? Какой молодой человек останется в селе, заведет там семью, когда нет детсадов, школ, работы? Когда надо, как прадедам, дедам и отцам, месить грязь, мыться из ведра, запасать дрова на зиму, держать подсвинка в закутке... Вместо того, чтобы познавать компьютеры, читать специальные журналы, повышать свой профессиональный уровень?
Поэтому восстановление производственной базы, обеспечение достойной оплаты труда, коммунальное обустройство села - главная стратегическая задача. Без целенаправленной государственной политики никакой денежный мешок село не поднимет.
Обеспечить создание новых современных сел должно государство. В значительной, так скажем, степени. Без этого никуда.
Иначе только за океан - за «ножками Буша». Но это мы уже проходили.