Война за поле Бородинское

Горячая тема

Война за поле Бородинское

Война за поле БородинскоеВ этом году знаменательная дата - 200-летие Бородинской битвы. Осенью на Бородинское поле приедут президент РФ Владимир Путин, лидеры Франции, Германии и других европейских стран. Но жителям близлежащих деревень не до празднеств: несколько лет они ведут борьбу с коттеджами, незаконно построенными на историческом поле. В прошлом году Генпрокуратура возбудила уголовные дела о продаже 40 га исторических заповедных земель под дачи, этой весной суд обязал эти строения снести. Но воз и ныне там...

Накануне юбилея
До Бородинского поля от столицы почти 100 км. Неприметный постамент на обочине: «Музей-заповедник «Бородино». Сама территория знаменитого поля, 11 тысяч гектаров, никак не огорожена. 27 деревень, леса, пруды, речки - все это связано с историческим сражением.
По закону новое строительство на территории заповедника запрещено. Поэтому домишки в деревнях старые, покосившиеся, вросшие в землю почти по окна. Но по окраинам села разрослись и вышли за свои исторически сложившиеся границы. Сплошь и рядом там элитные особняки, высоченные заборы, охранные будки, шлагбаумы...
Но на звонки в дверь отвечает только лай сторожевых собак.

- Под видом «развития района» местные власти творили что хотели, - объясняет замдиректора музея-заповедника Александр Золотарев. - Переводили земли сельхозназначения в категорию «под дачное строительство» и продавали. Мы обращались в прокуратуру и Росохранкультуру, но без толку. О выделении земель под дачи сотрудники музея узнавали от местных жителей. Так готовилось место под стройку около деревни Семеновское, у памятников 2-й кирасирской дивизии генерала Дуке и лейб-гвардии Финляндского полка. У деревни Фомкино, где 200 лет назад располагался французский лагерь, тоже вдруг вырос коттеджный поселок. А Криушино и Старое Село за последние годы увеличились почти в два раза. В Криушино многие местные жители указывают на один и тот же дом на берегу водохранилища - мол, незаконный.
- Здесь раньше табличка была, что это заповедная территория, но потом ее убрали, - объясняют местные. - Невдалеке еще два недоделанных дома, срубы. Еще чуть дальше - разметка столбиками под будущие дома. Стройки тут идут уже несколько лет, но раньше их на законность особо не проверяли.

По мнению жителей, такой шум поднялся именно из-за приближающегося юбилея.
- Ремонтируют музей, памятники на реконструкции, - пожимает плечами жительница села Горки. - Вот и за особняки решили взяться. Может, и снесут... Хотя они по всем деревням уж лет пять стоят, если не больше.
В мае региональная общественная организация «Бородино-2012» провела очередной, четвертый крестный ход в защиту исторического ландшафта Бородинского поля. Общественным организациям всегда есть дело до поля, а вот властям, кажется, только в канун юбилея.

Произвол чиновников
Уголовные дела о незаконном строительстве коттеджей на поле Генпрокуратура возбудила прошлой весной. Бывшую главу сельского поселения Майю Склюеву обвинили в мошенничестве и превышении полномочий. Используя подложные документы, она присвоила себе четыре земельных участка в Старом Селе. Сейчас там брошенная стройка, огороженная забором. Недостроенные коттеджи, нежилой домик для охраны, даже замок на воротах есть... Только жильцов нет. И видимо, уже не будет.
- Склюева вступила в предварительный сговор с Сергеем Склюевым, Раисой Гавва и Александром Грицкевичем, совместно с которыми в период 2007-2008 годов путем мошенничества завладела четырьмя земельными участками в границах Старого Села Можайского муниципального района Московской области, - заявляет пресс-секретарь Генеральной прокуратуры России Марина Гриднева.
Через какое-то время против Склюевой возбудили и второе дело - за незаконный перевод 38 га земли, предназначенной для сельского хозяйства, в земли под дачное строительство. Басманный суд Москвы отстранил Склюеву от должности. В нынешнем мае в рамках уголовного дела администрация Можайского района Подмосковья подала гражданский иск с требованием выплаты компенсации 10 млн руб. Но Склюева свою вину не признает, подчеркивая, что ущерба администрации района на причиняла.
 
Война за поле БородинскоеВсего на территории музея выросло больше ста построек. Глава администрации Можайского района Дмитрий Беланович уверяет, что не знал ни о махинациях своей подчиненной, ни о стройке. Хотя, по словам местных жителей, стройка началась еще при бывшем главе района Владимире Насонове. И не заметить ее было сложно.
- Всем заведует районная власть, в Старом Селе сейчас живет много бывших чиновников района, - машет рукой пенсионер Виктор Георгиевич, житель Криушино. - Наше село и Старое застраивались еще при Насонове, но тогда на это почему-то никто не обращал внимания.
Беланович пришел к власти в 2009 году. И уже в следующем подписал несколько постановлений о передаче в аренду участков в деревне Семеновское. Чиновники утверждали, что земля относилась к деревне, никто от музея ее не отрезал. Правда, незадолго до этого они самовольно расширили деревенские границы.
Прокуратура Можайского района вскоре заставила главу отменить постановления, но тут же всполошились ущемленные в правах арендаторы. Они подали в районный суд, и он обязал главу района вернуть арендаторам право на землю. Мособлсуд по иску Росимущества это решение районного суда опротестовал и отправил дело на новое рассмотрение. Но когда оно состоится - не ясно. Замкнутый круг какой-то!
Президент Международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович уверен, что это обычный произвол чиновников, а менять природный ландшафт исторического места запрещено. Например, облик поля Ватерлоо не меняется веками. Но Ватерлоо 200 лет охраняет один-единственный закон. А российское законодательство изменчиво, как погода.

Все по закону?
У Дмитрий Белановича свое оправдание: градостроительное и земельное законодательство менялось много раз. Мол, многие документы утратили силу, а Минкультуры, в чьем ведении находится этот музей, никаких мер не принимало.
Бородинское поле включили в список исторических памятников, подлежащих госохране, еще в 1961 году. Тогда же определили и границы заповедника. В начале 90-х Бородинское поле объявили особо ценным объектом федерального значения и еще раз подтвердили его границы. Но на кадастровый учет землю почему-то никто не поставил. В 2005 году Дмитрий Медведев (тогда еще первый зампред правительства России) дал поручение Минкульту внести в государственный кадастр недвижимости территорию музея-заповедника. Но за 7 лет никто ничего не сделал... Земля, по сути, осталась ничьей.
Депутаты лишь создали путаницу в законодательстве и отличные условия для «распила». Так, в 2009 году после изменений, внесенных в Земельный кодекс РФ, органы местного самоуправления получили право без объявления торгов передавать землю, которой распоряжаются. Воспользовавшись этим, власти в сельском поселении Бородинское начали активно переводить земли для фермерского хозяйства в земли под дачное строительство. Хотя изменения в кодексе не относились к землям культурного наследия федерального значения - ими могут заниматься только федеральные органы власти.

...Пока же в деревнях близ поля все по-прежнему.
Активизировались только чиновники: перекладывают вину друг на друга, наводя побольше шума перед юбилеем. Стройка замерла, но старые коттеджи стоят, как и стояли.