Станут ли бесплатными лекарства

Еще раз о бесплатных лекарствах

Еще раз о бесплатных лекарствах Ровно год назад, в апреле 2012-го, мы опубликовали интервью с директором Института экономики здравоохранения, кандидатом биологических наук Ларисой Попович.
Ее главная идея: для всех россиян лекарства должны быть бесплатными! Но когда же мы этого дождемся? - снова обратились мы к Ларисе Дмитриевне. И вот что она сказала.
- К сожалению, решение всех вопросов по лекарственному страхованию отнесено на 2017-2018 годы. Это плохо, потому что бесплатное предоставление лекарств делает медицину более доступной для населения. Многие наши соседи по СНГ уже ввели полное обеспечение граждан бесплатными лекарствами. Например, Украина, Молдавия, Киргизия, Казахстан. То же самое и в Румынии, и в Болгарии, и во всех европейских странах.
Последовать примеру соседей новому составу правительства и Минздрава мешает непонимание того, сколько денег потребуется на реформу лекарственного страхования, - хотя мы предлагаем и расчеты, и убедительные, как нам кажется, аргументы.
Напомню: в России действует программа обязательного медицинского страхования. В ней людям обещано практически все и всем задаром. Но! Лекарства при лечении в поликлиниках граждане России почему-то должны оплачивать за свой счет. Причем полностью. Исключение сделано лишь для некоторых категорий населения, включенных в программу ОНЛС (обеспечения необходимыми лекарственными средствами) или ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения). Понятно, что в стране, где средний доход на душу населения меньше 15 тысяч рублей, у большинства больных нет возможности платить за лекарства, тем более за эффективные, которых сейчас много, но стоят они очень дорого. Народ ищет выход - и находит. В ходе опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 69% респондентов заявили, что лечатся традиционными методами, из которых самый доступный и привычный... алкоголь! То есть одна из причин алкоголизации населения России - это невозможность получить адекватную медицинскую помощь в поликлиническом звене.
Да, в стационарах жителям России положены бесплатные лекарства. Но что такое стационар? Там лечат уже глубокое заболевание, далеко зашедшее, - при упущенной возможности вылечить болезнь на ранней стадии, когда пациент обратился в поликлинику. Практически весь мир понимает, что лечить человека в стационаре значительно дороже, чем поймать болезнь в начале или предотвратить ее развитие. А это возможно лишь при первом обращении человека в поликлинику и получении там бесплатных и эффективных лекарств.
В России подобная программа буксует, хотя все эксперты в один голос кричат о ее необходимости. Давным-давно пора ее вводить, все для этого готово: и модель лекарственного страхования, и все расчеты, и даже все нормативные документы, которые нужны для внедрения этой программы. Причем эти документы разработаны в самых разных вариантах, потому что Россия - страна большая, нужно учитывать нюансы. Для любого региона, для любой ситуации есть готовые модели, которые можно ставить. Но нет политической воли.
И даже вопрос денег здесь не ключевой. Потому что резервы финансирования есть. Чтобы внедрить систему лекарственного страхования, по расчетам, необходимо меньше 200 млрд рублей: 169 миллиардов рублей - по одной модели или около 200 млрд рублей - по другой, если в систему лекарственного страхования будут включены те, кто сегодня входит в программу ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения). Если же в эту систему включить еще и людей с заболеваниями, которые требуют дорогостоящего лечения, то программа увеличится лишь на 8%. Потому что будут использованы страховые механизмы, а, следовательно, более эффективная система управления деньгами.
В общем, чтобы любой заболевший россиянин мог по рецептам врачей получать бесплатные лекарства полностью, потребуется чуть больше 200 млрд рублей. Если же с частичной оплатой, а это тоже возможно, то значительно меньше. Кстати, в самой системе ОМС (обязательного медицинского страхования) неэффективно расходуемые деньги выливаются в солидную сумму: 250-300 млрд рублей, то есть внутри системы ОМС есть резервы. К тому же введение лекарственного страхования существенно снизит затраты на стационарную помощь, следовательно, появятся дополнительные средства.
И еще: Россия - единственная страна, которая тратит бешеные деньги на массовую диспансеризацию. Никто в мире этого не делает. Это бессмысленная процедура! Государство вкладывает огромные средства на полное обследование людей, находя у одного-двух из них серьезные заболевания. Для остальных это - пустая трата времени и сил. К чему, например, человеку с проблемами в желудочно-кишечном тракте обследовать ухо-горло-нос или зрение, если у него с этим нет проблем? Если люди следят за собой, а государство дает им такую возможность и информацию о том, что нужно отслеживать, то они без всякой диспансеризации приходят к врачу, когда это им необходимо, а не принудительно, иногда начетнически, когда диспансеризация проводится для галочки.
Еще раз о бесплатных лекарствах Повторю еще раз: деньги в нашем здравоохранении есть, но их используют зачастую нерационально, неразумно. Известно, что до 40% случаев госпитализации лиц старше трудоспособного возраста проводится по социальным показаниям. Так люди могут получить бесплатные лекарства, что возможно только в больницах. А на самом деле им не нужно в больницу. Но ходить в поликлинику бесполезно, потому что там им выпишут лекарства, которые они не смогут купить. Поэтому старые люди благодаря доброте врачей, которые тоже понимают ситуацию, попадают в больницы, где им лекарства дают бесплатно. Но это совсем другие деньги для системы здравоохранения, потому что каждая койка стоит очень дорого. Таким образом огромные деньги идут не туда, куда нужно. Подобная нерациональность и приводит к тому, что заболеваемость в России растет, смертность или растет, или не падает, а демографическая ситуация ухудшается.
Минздрав же заявляет, что нельзя вводить систему лекарственного страхования (или лекарственного возмещения - неважно, как называется, главное - что это программа бесплатного получения лекарств в поликлинике) до тех пор, пока страна закупает лекарства у зарубежных компаний, потому что Россия не должна их обогащать. Логика в этих рассуждениях есть, но проблема в том, что, во-первых, ни одна страна в мире не делает полный список всех лекарственных препаратов у себя, а во-вторых, в России эта ситуация кардинально не изменится. Натурального хозяйства по производству лекарств у нас никогда не будет. Поэтому, когда говорят о том, что лекарственное страхование не вводится из-за того, что мы закупаем импортные препараты, это означает, что Россия просто выдумывает причины, чтобы оттянуть введение системы лекарственного страхования...
А мы тем временем теряем людей.
Конечно, можно сказать: мол, население должно само начать следить за своим здоровьем! Это верно. Это самая серьезная проблема России: наплевательское отношение людей к себе. Собственное здоровье нас обычно не тревожит, мы пребываем в состоянии этакой безмятежности - пока жареный петух не клюнет... И такое отношение дает дополнительные аргументы противникам системы лекарственного страхования. Согласитесь, если люди будут по-прежнему пить, курить, наплевательски относиться к своему здоровью, то никакими бесплатными лекарствами и медицинскими услугами им не поможешь.
Поэтому основная задача, стоящая перед нашим Минздравом, - это необходимость сориентировать людей на здоровый образ жизни и создать для этого условия. Я всегда и везде говорю: государство должно понять, что здравоохранение - это не та отрасль, которая только потребляет общественные деньги, это отрасль, которая производит общественный продукт в виде здоровых людей - тех, кто производит все ценности для государства. То есть здравоохранение приносит дополнительный доход стране! И относиться к здравоохранению надо не как к потребляющей, а как к производящей сфере.

КСТАТИ
Есть и хорошие новости: принята Программа развития здравоохранения до 2020 года. По расчетам Минздрава, до 2020 года медицина суммарно получит больше, чем оборона. Правда, Министерство финансов возражает против такой программы. Тем не менее она принята, протокол подписан, и есть надежда, что в здравоохранении что-то будет меняться.