Погоны и законы

Четыре года пермяк Рафаэль Юртаев добивался наказания для бывшего милиционера, сбившего насмерть его 12-летнего сына, но едва сам не угодил в тюрьму. А в августе этого года он и вовсе был вынужден вместе с семьей уехать из Пермского края. Слишком высокие покровители оказались у убийцы его сына.

ДТП28 августа 2005 года в семье Юртаевых произошла трагедия: погиб сын Ринат. Двенадцатилетний подросток возвращался с братом с прогулки. Переходя дорогу на зеленый свет светофора, ребенок попал под машину. Черный джип «Тойота-Лэндкрузер» с госномером «О 666 ОВ» несся на огромной скорости по встречной полосе. За рулем автомобиля находился адвокат Агабек Мамедов.

Условное наказание

Профессиональное прошлое Мамедова напрямую связано с пермской милицией. Погубивший ребенка водитель ранее занимал должность участкового в одном из районных ОВД города Перми. Этот факт биографии Мамедова стал основной причиной всех дальнейших бед Юртаевых.

Бывший милиционер Агабек Мамедов был уволен из органов в связи с неблаговидной историей. Его подозревали в убийстве. Однако следствию тогда не удалось доказать причастность Мамедова к преступлению. Зато на этот раз факт гибели мальчика был, что называется, налицо. Но следствие по делу длилось необоснованно долго. Затягивание всевозможных сроков, волокита, как потом скажет Галина Акмурзина, судебный представитель Юртаевых, явились лишь эпизодом в целом списке нарушений закона за эти четыре года.

Но Рафаэль Юртаев решил во что бы то ни стало довести дело до логического завершения — наказания преступника по всей строгости закона. Тогда еще несчастный отец не предполагал, с чем ему придется столкнуться.

Первый раз Агабека Мамедова судили в мае 2006 года и приговорили всего лишь к трем годам лишения свободы условно, хотя судья отметил «грубые нарушения правил дорожного движения подсудимым». Это стало вторым ударом по несчастной семье.

Больничная липа

Рафаэль Сафиевич не уставал все это время повторять:

— Я не успокоюсь, пока виновный не ответит за гибель моего сына.

В Пермский краевой суд была направлена жалоба. Специалисты Пермского регионального правозащитного центра помогли Рафаэлю Юртаеву придать историю огласке в местных СМИ. Кассационная инстанция постановила отменить предыдущее решение «за мягкостью приговора». Вот с этого момента, который дал Юртаевым надежду, что справедливость все же восторжествует, и начался для семьи настоящий кошмар.

Предстоял повторный суд над Агабеком Мамедовым. Но бывшего милиционера условный приговор устраивал. И он стал просто игнорировать судебные заседания. Виновный в смерти ребенка прикрывался справкой из больницы, в которой он якобы находился на лечении. Когда же суд Дзержинского района города Перми постановил поместить подозреваемого Мамедова в СИЗО, обнаружилось, что ни дома, ни в больнице Мамедова нет. В последующие два месяца Агабек Мамедов на суд так и не явился, и судья вынес новое решение: дело приостановить, подсуди мого объвить в федеральный розыск.

Милицейский пресс

Между тем, как только начался второй процесс по делу бывшего милиционера, на пострадавших стали оказывать давление. У Мамедова нашлись покровители, готовые ему помогать. Один из них — подполковник Алага Микаил-оглы Агаев, в ту пору начальник криминальной милиции ОВД по Пермскому району. Он, кстати, был первым милиционером, приехавшим на место аварии, в которой погиб Ринат Юртаев (говорят, что виновник ДТП его специально вызвал по телефону).

Подполковник решил избавить своего товарища Мамедова от преследования правосудия. Для этого требовалось одно: «убрать» главного «смутьяна» — Юртаева.

В 2007 году в машину Рафаэля Сафиевича подбросили патроны и наркотики. По плану сообщников сюрприз в автомобиле Юртаева должны были обнаружить подчиненные Алаги Агаева, которым был отдан соответствующий приказ. Но по счастливому стечению обстоятельств, приказ не был выполнен.

Боеприпасы с наркотиками нашел владелец машины, о чем немедленно сообщил своему адвокату. Юртаевым стали приходить письма с угрозами, а дом, в котором они проживали долгое время, был сожжен. К счастью, никого из членов семьи в тот момент не было дома. В дальнейшем следствие подтвердило факт поджога, однако дело было приостановлено: подозреваемого найти так и не удалось.

Семье угрожала реальная опасность, и в 2008 году к Юртаевым применили программу защиты свидетелей. Рафаэль Сафиевич, его жена Татьяна и сын Алхат с того момента находились под охраной вооруженных бойцов ОМОНа.

Продолжение сатьи - в журнале "СН. Сельская новь" № 10, октябрь 2009 г.