Китайцы косят под русских

А европейские крестьяне предпочитают орудия труда российского производства австрийским

В небольшом уральском поселке Арти есть удивительный завод. Сегодня это единственное предприятие в России, чья продукция — косы, вилы, топоры, серпы — успешно распродается в Европе и в Азии. За два века своего существования Артинский механический завод пережил многое, однако не только выстоял в лихие экономические времена, но и сумел модернизироваться и завоевать искушенного зарубежного потребителя.

Оказывается, изготовить хорошую косу — целая наука. При всей внешней простоте конструкции это орудие — продукт сложного процесса металлообработки, включающего несколько десятков операций. Вот только некоторые: штамповка, калибровка, расковка, шлифовка полотна, рихтовка, окраска.

китайцы косят под русскихЧто удивительно, почти все операции мастера выполняют вручную. Как и двести с лишним лет назад. Тогда, в 1809 году, уральские мастеровые первыми в России освоили производство кос. В то время признанным мировым центром их изготовления являлась Австрия, но российская продукция ей ничем не уступала.

— Лезвие каждой косы для большей остроты отбивалось ручным молотком, поэтому оно при отбое не крошилось, — говорит директор по продажам артинского завода Игорь Ибрагимов. — За каждую косу, закаленную в сгущенном воздухе, покупатели охотно выкладывали по 1 рублю 75 копеек. В то время это были немалые деньги.

Со временем хваленая австрийская коса, а вместе с ней югославская и венгерская стали по качеству уступать артинской, и тогда заморские торговцы и земледельцы потянулись на Урал, где оптом скупали наши чудо-косы, отличавшиеся отменными режущими свойствами, устойчивостью лезвия, хорошей, без микротрещин отбиваемостью и пластичностью. Эти косы не ломались и служили десятилетиями. Как в старину, так и сейчас в Арти производят миллионы кос. Только в России годовая потребность в них достигает 7 миллионов штук.

Из века в век заводские мастера передавали уникальную технологию штамповки (проката) косы своим детям и внукам. На заводе насчитывается больше 80 семейных трудовых династий.

Несмотря на востребованность продукции, модернизация артинского завода продолжается. В производство не только кос, но и швейных игл, которые также делают в Арти, активно внедряются нанотехнологии.

— Недавно мы презентовали уникальную полимерную косу, представляющую собой пластиковое полотно с узкой полоской стального лезвия, рассказывает генеральный директор предприятия Анатолий Трапезников. — По аналогии с одноразовыми бритвенными лезвиями. Косовище комплектуется тройкой сменных полимерных кос, благодаря их невысокой стоимости потребитель может без проблем приобрести в магазине дополнительные. Это привлекательно в первую очередь для дачников-горожан, не имеющих навыка в подготовке косы к работе — отбивке и правильной заточке. На полимерную косу, которая, к слову, будет стоить втрое дешевле австрийской (приблизительно 500 рублей), мы намерены получить патент.

Артинские косы по достоинству оценили не только европейцы, но и предприимчивые китайцы. Поначалу они нагло подделывали уральскую продукцию, но потом им, как говорится, «перекрыли кислород». Чтобы противостоять подделкам, артинский завод зарегистрировал в Евросоюзе новый логотип, штампующийся на пятке косы, что заметно осложнило распространение контрафакта.

— Вы не поверите, но самыми крупными потребителями нашей продукции являются Москва и Московская область, — раскрывает секреты успешной экономики завода Игорь Ибрагимов. — Нынче многие дачники, как и крестьяне, держат коз. Приобретать сенокосилку, чтобы накосить для них траву, накладно. Так что в ближайшие сто лет коса однозначно будет востребована населением.

Не только косами славится артинский завод. Его швейные иглы, которые здесь стали выпускать после Великой Отечественной войны, тоже приносят существенную прибыль. Еще одно ноу-хау завода — носорожка. Это специальный инструмент для обработки земляники. В мире его больше никто не производит. Носорожкой можно также полоть и рыхлить землю.

Как у любого удачливого человека, у успешного предприятия есть конкуренты и завистники. Артинский завод не стал исключением.

— Конкуренция, в частности со стороны Австрии, заставила нас открыть в этом году свое представительство в Евросоюзе, — продолжает директор по продажам Игорь Ибрагимов. — Кто-то называет наши косы архаичным товаром, но как бы то ни было, они пользуются спросом во всем мире. Судите сами: из всего годового объема производимых нами кос больше половины уходит за рубеж.

Кто бы мог подумать, что старушка-коса и в XXI веке останется конкурентоспособным товаром.



Любопытные факты

* До изобретения современной сельскохозяйственной косы траву на Руси косили косой-горбушей. Работать ею было очень тяжело.

* Коса, как и серп, — элемент атрибутики масонства и символизирует смерть. В русских же традициях коса связана с иной символикой. На Вологодчине, к примеру, ее вбивали в порог дома, чтобы злые люди не проникали в жилище.