Капитализм по-нашенски

Капитализм по-нашенски

Капитализм по-нашенскиЧтобы найти дело, которое станет кормить, надо лишь внимательно оглянуться вокруг У моего соседа напротив перед домом высокая лист- венница, редкое здесь дерево, и густой, разросшийся до дороги и даже слегка потеснивший ее куст шиповника, все лето усеянный крупными, с ладонь, алыми цветками. А между домом и шиповником - две скамьи и стол для вечерних посиделок.

До недавнего времени пожилая хозяйка дома (девятый десяток ей), посадившая много лет назад лиственницу и шиповник, сиживала здесь с подружками своей молодости да с невестками, приезжавшими с детьми проведать ее из Лакинска и Владимира. Последнее время она появляется там все реже, чаще гости общаются с ней дома, но скамьи у лиственницы не пустуют. Ее сын, рослый, в кожаном пиджаке нараспашку, в окружении деревенских мужиков кого-то в чем-то убеждает, то смеясь, то сердясь. Потом я случайно выяснил: он там проводит что-то вроде производственных совещаний.

А пока шли эти непонятные мне совещания, за его домом, на задворках, там, где кончаются огороды, из зарослей лопухов и репейников начал появляться странный дом из силикатного кирпича, почему-то без окон, но с широкими металлическими воротами вместо обычной двери. Впрочем, дверь тоже была - врезанная в ворота.

Оказалось, это строился цех по производству... пломб! Таких маленьких свинцовых штучек, похожих на грузила для удочек, пустячок вроде бы, но без них не обходится ни одно производство. Пломбы оказались нынче в дефиците, и мой сосед быстро отреагировал на «конъюнктуру рынка». Недавно разговорился с новоявленным бизнесменом. Спрашиваю, как ему удалось наладить производство. Конечно, у него уже был какой-то предпринимательский опыт, он знал, в каком банке выгоднее всего взять кредит. Но кредитных денег хватило только на три станка. Купил. А куда их ставить? Один - к себе в сарай, второй - к соседу, третий отвез в другую деревню за три километра, к родственнику. Нанял работников, но без помещения дело шло плохо. Решил строиться. А это снова кредит. И вот наконец белеют стены на фоне ольховой рощицы, той, что за его огородом, и крыша появилась, и ворота. Но взятые в кредит деньги нужно отдавать, да еще с процентами.

- И как вышел из положения?
- С помощью маминой теплицы.
Капитализм по-нашенскиЭто длинное строение в огороде кормило всю их большую семью, пока дети не стали взрослыми и не разъехались по окрестным городам. И теперь оно снова понадобилось. Сосед спешно отремонтировал его, утеплил, выспросил у старенькой мамы все ее овощеводческие секреты, взял помощников из тех, кто оказался без работы: и именно там, под лиственницей, без какого бы то ни было оформления («Некогда мне было еще и бухгалтерией заниматься, верили моему честному слову, никого не обманул!»). Стал регулярно поставлять на местный собинский рынок свежие овощи. И выплатил кредит.

Цех работает успешно. Правда, проблему рабочих мест для безработных всех окрестных деревень он, конечно же, не решил, но начало было положено. Сейчас у собственника этого микроскопического предприятия две проблемы. Первая - разыскать и купить сырье в пунктах сбора цветного металла (оно там не всегда бывает). Вторая - вовремя возобновить договоры с заказчиками его продукции, чтобы инициативу не перехватили конкуренты. Возникает и третья - кто-то из его работников вдруг «выходит из строя» (продолжительный день рождения, например, празднуемый три дня). Тогда он скидывает свой сверкающий кожаный пиджак, надевает замасленную рабочую куртку и сам становится к станку.

Не знаю, была ли эта история толчком к возникновению других подобных предприятий, но они появились у нас в окрестностях: деревообрабатывающий цех, выпускающий мебель, причем очень неплохого качества, видел ее в райцентровском магазине, цех, изготавливающий сувениры. Тоже из дерева. Идут нарасхват.

Конечно, этот малый и средний бизнес страдает известной «болезнью роста» - не любит он подробную бухгалтерию, оформление отпусков и больничных, зарплату предпочитает выплачивать наличными, из рук в руки, без ведомостей, терпеть не может всевозможных проверяльщиков из налоговых и других органов, от которых, впрочем, успешно откупается.
Но видимо, переболеть этой болезнью придется, пока не окрепнет гибкая рыночная экономика, пришедшая на смену неповоротливой плановой.

...А между тем сосед мой, гуляя по нашей един-ственной улице, знакомясь с новыми обитателями, купившими старые, на снос избы, чтобы на их месте построить удобное летнее жилье, понял: будущее нашей деревни, как и других, рассыпанных здесь по живописным берегам извилистой Клязьмы, - за дачниками.

И начал разыскивать в близлежащих городах нерадивых наследников, забросивших опустевшие родительские дома. Убеждал: «Не будете приезжать? Продайте!» Став хозяином заброшенной усадьбы, приводил ее в божеский вид, находил состоятельных покупателей-горожан, приво¬зил, показывал. И усаживал за переговорный стол - все туда же, под лиственницу, у вечно цветущего куста шиповника.

Сам же владелец пломбового заводика живет со своей старенькой мамой в бревенчатом доме, построенном еще ее родителями. И когда его спрашивают, будет ли он строить себе каменный, отвечает серьезно:
- Буду. Вон рядом участок прикупил и гравий под фундамент завез.
- А в нем будет два этажа или три?
Отвечает, смеясь:
- Что я, олигарх какой, что ли? Мне и одноэтажный подойдет. Правда, пока и на него денег не накопил.

Но ездит он на дорогом джипе. Наши русские дороги таковы, что без заграничного джипа здесь не обойтись.

От редакции
Роль малого бизнеса в развитии села трудно переоценить
. Это давно поняли на Западе да и во всем мире. Мелкие крестьянские хозяйства, небольшие производства везде активно поддерживают. В Германии, например, они получают большую помощь по линии реализации программ развития сельских территорий, сохранения экологии.
Нам до такого понимания пока далеко. Свидетельствует об этом и проект аграрной госпрограммы на период до 2020 года. Реально мелкотоварный сектор дает сегодня больше половины валовой сельхозпродукции, но на его поддержку в ближайшие восемь лет планируется истратить считанные проценты от общего объема финансирования АПК. Такой подход вряд ли сможет изменить нынешнюю далеко не радужную ситуацию с малым сельским бизнесом, а значит и с безработицей в деревне. А жаль...