Если ребенок «ушел в игру»

Если ребенок «ушел в игру»

 Если ребенок «ушел в игру»Это был неожиданный телефонный звонок. Женский голос в трубке звучал с напряженной тревогой: «Ты знаешь моего Ивана прекрасно, помнишь, каким он был славным, контактным ребенком, как рано начал читать, как много у него было друзей. А теперь у нас беда. Парню 14 лет, и он полностью ушел в Интернет. Точнее, в компьютерные игрушки. Из школы, а у нас отличная гимназия, Ваньку хотят выгнать за неуспеваемость. На уроках вроде присутствует, но ничего не делает. Сидит в отключке, играет в уме, уже без компьютера. В сочинении написал, что самое яркое его впечатление от посещения Эрмитажа - седьмой уровень, где он «выбил 300 очков из 300 возможных». Оказывается, он и в музее интернет-кафе нашел. Где-то возле раздевалки... Зачем только зять приволок в дом этот компьютер!»

Я даже не сразу поняла, что звонила мама одной из моих университетских подруг Наденьки Орловой. Надин сын Иван - долгожданный поздний ребенок в большой, очень современной деловой семье. Где все крайне заняты на работе, и даже воспитывала Ваню при наличии двух энергичных бабушек опытная пожилая няня. Вот с такой проблемой я и обратилась к Александру Евгеньевичу Рябову - психологу-консультанту, специализирующемуся на психологии обучения. И вот что он мне посоветовал.

- Показать Ивана специалистам просто необходимо. «Игра без компьютера» может быть косвенным проявлением психического заболевания, которое требует медицинской помощи. Хотя скорее всего, никакой патологии тут нет, и мало того, не исключено, что причину странного поведения мальчика стоит искать отнюдь не в Интернете. Ведь при разумном отношении в семье, где все понимают друг друга, где царят доверительные теплые отношения, подобных непреодолимых влечений к виртуальному миру, как правило, не наблюдается.

Однако здесь все очень тонко и обвинять лишь Ваниных родителей не стоит. Дело в том, что 14 лет - очень непростое время. Завершающий этап кризиса переходного возраста. Этот кризис 12-13-летних при всем разнообразии проявлений зачастую укладывается в две формы поведения. Наиболее благоприятен, как ни странно, яркий протест против власти родителей, скандалы, крики, бунт. Эмоции на виду, все ясно. Если вести себя правильно, отводить ребенку значимое место в жизни семьи, всячески подтверждать его право быть личностью, даже критикуя, не обижать, не унижать, поддерживать - конфликты довольно скоро кончаются миром, отношения постепенно налаживаются, возникает взаимопонимание. Тут не помешает никакая занятость на работе. Наоборот, видя, как реализуются родители, сын будет лучше и адекватнее чувствовать себя в жизни. Единственное, что необходимо, так это по-настоящему интересоваться его делами. Искренне, а не для самоуспокоения или контроля.

Есть и другой сценарий - ребенок пытается быть для всех хорошим. Подстраивается под требования живущих лишь ради него родителей. Проблемы загоняются внутрь, накапливаются и либо бурно прорываются во взрослом состоянии (кризис 20-летних), либо, как, возможно, это и было у Ванечки, решаются подростком иллюзорно. Путем возвращения к пройденному в детстве игровому этапу развития. Компьютер здесь стал поводом, а не первопричиной проблемы, и не попадись под руку Ване «стрелялки», ребенок бы, не приведи Бог, нашел утешение в чем-то пострашнее, например в тех же наркотиках.

- Что делать в этой ситуации родителям? Неужели просто так наблюдать, как их сын становится жертвой «компьютеромании»?
- Вот как раз с родителями в этой семье, на мой взгляд, не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Возможно, их слишком ярая занятость на работе - тоже своеобразный уход от не устраивающего их психологического климата в доме. Ваня же для всех оказался лишь поводом реализации тревожных ожиданий. В психологии есть такой термин «идентифицированный клиент» - человек, который лишь кажется окружающим причиной неблагополучия, а на самом деле такой причиной не является. Но, повторяю, в любом случае явное нежелание подростка общаться с родителями, его «уход в игру» - очень тревожный симптом, на который просто нельзя не обращать внимания.