О реформах власти

Однако шло время и становилось ясно: в назначенный срок по большому счету ничего не изменится. Ибо реформа не дошла до самого главного - изменения Бюджетно-налогового кодекса. Другими словами, денег местной власти не дали. Оставили в ее распоряжении - так, мелочь на карманные расходы: налоги на землю и имущество граждан. Деньги, которых не хватит даже на вывоз мусора да покраску заборов. А без денег какая власть? Поэтому следом во многих регионах притормозили и перераспределение полномочий: часть из них предполагалось забрать у краевых и областных чиновников и передать ниже - муниципальным образованиям, то есть как можно ближе к народу. Для укрепления демократии.

Но и здесь что-то не то получалось именно с демократией: депутатов в муниципальные органы рекомендовано избирать не прямым выдвижением и голосованием граждан, а "из предложенных кандидатур". Предложенных - кем? Разумеется, чиновниками вышестоящего эшелона. Самих глав местного самоуправления утверждать будут опять же не жители муниципалитета общим голосованием, а эти самые "предложенные кандидатуры".

Так что нас ждет? Укрепление демократии? Или укрепление бюрократии? Народ пока не разобрался. А потому занял позицию "поживем - увидим". Ведь с нами, как и всегда, власть не советовалась, общенародного обсуждения закона не устраивала, значит, мнения нашего не учитывала.

Нет, шума-то было много, но - чиновничьего. Созывались съезды, конференции. Создавались новые организации, такие, к примеру, как Конгресс муниципальных образований, Академия муниципальных образований, Союз малых городов. Ездили за границу перенимать муниципальный опыт. Столько денег сожгли, которых так не хватает местной власти для элементарного обустройства своих территорий…

Впрочем, особо дальновидные уже на стадии обсуждения закона предугадали, чем все может обернуться. Заметно было большое нежелание правительства перекраивать федеральный бюджет и перераспределять налоги в пользу низовых структур власти. Региональных чиновников, в свою очередь, пугало и то, что придется делиться деньгами с муниципальными образованиями, и то, что вслед за утратой "финансового рычага" будет утрачено политическое влияние на "низовую" власть.

Народ же самоуправляться в большинстве своем не захотел. Не привык, что ли? В ряде мест на выборах глав муниципальных образований, чтобы соблюсти видимость демократии, рядом с фамилией основного кандидата чиновники вписывали липовых претендентов. А народ безмолвствовал.
Но тогда все это вместе взятое о чем говорит? Что приставка "само" становится неуместна. Какое же это самоуправление, если его хватает лишь на то, чтобы улицы мести да заборы красить? Видимо, понимая недодуманность принимаемых решений, в верхних эшелонах власти забеспокоились: не стоит ли отложить проведение реформы самоуправления на более поздний срок. Но ведь дело уже сдвинулось с места, кое-где преобразования уже начались. Не вызовет ли отсрочка полной неразберихи во властных структурах снизу доверху? А расхлебывать это придется нам, рядовым гражданам...
Редакция будет внимательно следить за тем, как реализуется реформа, и информировать об этом читателей.